Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Режиссер: Вендерс, Вим

Актеры: Р.Фоглер Х.Шигулла Н.Кински  

 

ЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ (Falsche Bewegung) Германия, 1974, 102 мин. арт-хаус линия “Дргое кино” АУДИО: РУССКИЙ/НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ. И есть вариант: СУБТИТРЫ: РУССКИЕ

Режиссер Вим Вендерс сценарий: Петер Хандке

В ролях: Рюдигер Фоглер, Ханна Шигулла, Ханс Кристиан Блех, Настасья Накшиньски, Иван Десни, Петер Керн экзистенциальная драма/роуд-муви по мотивам романа Гeте «Годы ученичества Вильгельма Мейстера»

1975 – 7 Золотых кинонаград Германии

Название программно для творчества Вендерса. Оно даже повторяется — в начале и в конце фильма, чтобы метафизически подчеркнуть: герой проделал круг и понял, что его бегство от себя, лихорадочные попытки изменить жизнь — всего лишь ложное движение. Картина снята по мотивам романа Гeте, а сценарий написан австрийцем Петером Хандке, талантливым представителем «новой» германоязычной литературы. В ленте ощутимо также и иное «немецкое» влияние — замечательный образ далеко открывающихся просторов Северного Рейна вызывает в памяти строчки Гейне. Но наряду с этим режиссер переосмысливает традиции «кинематографа некоммуникабельности» Антониони, творчески воспринимает мотив дороги, путешествия, беспечного и бесцельного странствия в его американском варианте road movie. Темп и ритм картины намеренно замедлены, заторможены, рождают действительное ощущение движения на холостом ходу или бега на месте. В предыдущей ленте Вендерса «Алиса в городах» городские виды за окнами машины стремительно сменялись в стиле американизированных французов из «новой волны» — Годара, Трюффо, Маля. В фильме «Ложное движение» долгие проезды камеры могут напомнить знаменитые трэвеллинги Саша Вьерни из ранних произведений Алена Рене. Правда, их смысл совершенно другой: Вим Вендерс не стремится проникнуть в глубь мятущегося сознания своего героя, который ищет утраченную гармонию с собой и миром. Скорее, режиссер пытается вывести его вовне, вписать в окружающую действительность (одна из новаторских сцен — длительное следование камеры за персонажами, гуляющими по-над Рейном). Из созерцания изменчивой реальности (тут сказывается увлечение Вендерса японским кино, прежде всего лентами Ясудзиро Одзу) герой должен вынести желание самоусовершенствования, становления собственной души. Поэтому не случайно в финале он направляет любительскую кинокамеру на самого себя: годы ученичества и странствий кончились — пришла пора самопознания, постижения истины в себе и бытии. В то же время режиссер в своей трактовке романа Гeте спорит с ироническим выпадом Годара в финале фильма «Китаянка» против романтического образа Мейстера. Роль Миньон великолепно сыграла 14-летняя Настасья Кински.

Наслушавшись группы The Troggs, молодой человек Вильгельм разбивает окно своего кабинета. Мама решает, что мальчику пора стать писателем. Она продает магазин и на вырученные деньги снаряжает его в Бонн за впечатлениями для книги. В романе Вильгельм очарован театром. Ему кажется, что только на сцене бюргер может стать полноценной личностью и сравняться со знатью. В итоге Гете приводит своего героя к пониманию, что его предназначение – деяния на благо общества. В фильме Вильгельм ничем не очарован. Его заботит: «Как я могу стать писателем, если мне не интересны люди?» Нет, он не мизантроп. Напротив, добродушен и быстро обзаводится компанией. Среди его попутчиков бродячая акробатка Миньон (Настасья Кински) и ее аккомпаниатор с темным прошлым, театральная актриса (Ханна Шигулла), поэт-самоучка. Свита Вильгельма то и дело роняет фразы, проясняющие отрыв фильма от романа. Актриса скажет, что повторять чужие слова – абсолютное унижение. Хозяин особняка отпустит ряд замечаний об одиночестве. Мол, оно доступно только в присутствии других. Примеряя на себя случайный взгляд окружающих, можно представить себе, каким одиноким видишься другим. Общительность оборачивается прямой дорогой к изоляции. Какой после этого Гете с его общественно полезным трудом? В отличие от авангардистов других стран, где Пушкиных легко сбросить с корабля современности, а Моне Лизе - подрисовать усы, немцам пришлось разбираться с традицией всерьез. Может, изменить саму функцию искусства? Вот Вильгельм делает пустяковые записи. Что-то о том, как хочется написать хоть что-то. Но даже такая чепуха полезна при новом подходе. Вильгельм заметит, что невозможно писать с натуры. Для начала надо закрыть глаза и представить только что виденное. Тогда-то и проступят детали, которых не заметил в упор. Писать – это замечать то, что глаза не пропускают в мозг. Например, что добродушие и неспособность сопереживать взаимосвязаны. Так психологические нюансы перетекают в сферу политики. И уже трудно найти место самоубийству бюргеров, выдуманным снам любовницы и аккомпанементу губной гармошки бывшего нацистского солдата.

СУБТИТРЫ: РУССКИЕ



Copyright © Kinopoint.ru