Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » АЛИСА В ГОРОДАХ

АЛИСА В ГОРОДАХ

Режиссер: Вендерс, Вим

Актеры: Р. Фоглер  

 

АЛИСА В ГОРОДАХ (Alice in den Stadten) ФРГ, 1973, 110 мин. ч/б б АУДИО: РУССКИЙ/НЕМЕЦКИЙ СУБТИТРЫ: РУССКИЕ арт-хаус линия “Другое кино” Режиссер Вим Вендерс В ролях: Рюдигер Фоглер, Йелла Роттландер, Лиза Кройцер, Эдда Кохль. притча в стиле “роуд-муви” Фильм может показаться почти любительской лентой (ч/б, в оригинале — на пленке 16 мм) с простым, бесхитростным, явно незамысловатым сюжетом. Журналист Филипп, который приезжает в США для того, чтобы сделать репортаж об Америке, понимает, что не в состоянии ухватить, запечатлеть, познать суть всего «американского». В аэропорту он встречается с молодой женщиной, которая просит присмотреть за своей девятилетней дочерью Алисой. Только позже выясняется, что от девочки просто хотели избавиться. Путешествие по Западной Европе в поисках некоей бабушки сближает Филиппа и Алису, привязавшихся друг к другу в отчужденном мире городов, вокзалов, аэропортов, самолетов, поездов, машин, дорог, мостов, бензоколонок, гаражей, домов, комнат в отелях... Все проносится мимо, оставаясь на моментальных фотографиях, сделанных при помощи поляроида, каким-то фантастическим, внеземным, опустошенным пейзажем, лишенным души и человеческого присутствия. Двое странствующих в этой современной урбанистической одиссеи — разочарованный в своей жизни и работе репортер, а также «подкинутый ребенок», своего рода «Алиса в стране чудес». Они словно брошены, оставлены на произвол судьбы, вынуждены полагаться лишь сами на себя, противостоя не только обстоятельствам, но и бросая своеобразный вызов «бегу времени», надеясь обрести утраченное равновесие, «положение вещей». Картину Вендерса, получившую признание уже после выхода двух других частей условной трилогии («Алиса в городах» — «Ложное движение» — «С течением времени»), сравнивали с одновременно снятым фильмом «Бумажная луна» Питера Богдановича, отмечая сюжетную, тематическую, стилевую перекличку лент этих молодых режиссеров, бывших кинокритиков, в частности, поклонников Джона Форда. Искренность и в лучшем смысле слова сентиментальность рассказа о дружбе и душевной приязни взрослого человека и ребенка, одинокого мужчины и покинутой девчонки, «высокий мелодраматизм», вызывающий очищение душ, вносящий давно забытое чувство умиротворения, несмотря на довольно горький финал, действительно свойственны даже внешне как бы холодноватому, рассудочному кинематографу Вендерса. Но немецкий режиссер не может ограничить себя рамками мелодрамы-притчи о двух страждущих любви и понимания «блуждающих ангелах» (позже этот мотив отзовется в его картинах «Париж, Техас» и «Небо над Берлином»). Или увлечься лишь стилизаторскими кинематографическими поисками (в данном случае — рефлексией на темы и открытия Антониони, Годара и всей «новой волны», американских профессионалов 50-х годов). Скромный и непритязательный фильм «Алиса в городах» кажется маленьким шедевром, а точнее — непроизвольной, спонтанной триумфальной одой самой природе кино, его подлинной сущности, заключающейся не только в «запечатлении времени», но и в «консервации» ускользающих мгновений, в наивно-иллюзорной попытке победить в схватке с быстротекущим потоком бытия. Это можно уподобить лишь бесконечному стремлению человечеВима Вендерса относится к феноменам кинематографа, загадочно простым и неисчерпаемо многозначным, словно сама действительность, мелькающая по обе стороны от странника, будь он пеший, в автомобиле или на корабле, как Одиссей.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"