Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ЧАПАЕВ

ЧАПАЕВ

Режиссер: Васильев, Сергей, Васильев, Георгий

Актеры: Б.Бабочкин Л.Кмит В.Мясникова  

 

ЧАПАЕВ СССР 1934; 1,35; ч/б АУДИО: РУССКИЙ есть и на кассете Режиссеры: Сергей Васильев, Георгий Васильев В ролях: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Варвара Мясникова, Леонид Кмит, Илларион Певцов, Степан Шкурат, Вячеслав Волков, Николай Симонов, Борис Чирков, Георгий Васильев, Георгий Жженов военная драма по материалам Д. А. Фурманова и А. Н. Фурмановой Первая премия «Серебряный кубок» на МКФ в Москве, 1935; Гран-при и диплом на Международной выставке в Париже, 1937; Государственная премия СССР, 1941; Бронзовая медаль на МКФ в Венеции, 1946. По итогам опроса киноведов мира (1978) фильм, которым открылся первый советский кинофестиваль (Москва-35), включен в число ста лучших мирового кино. О герое гражданской войны В.И.Чапаеве (1887-1919).Это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино, который с годами стал фольклорным, народным героем. новыми поколениями картина будет смотреться как вестерн, а действие ее с тем же успехом могло бы происходить в Техасе или Мексике. Но это все-таки очень русский фильм, русский, как лихая и казацкая песня. Поистине триумфальным был успех картины, получившей множество международных призов. Первоисточники – книга Д.Фурманова и сценарные разработки его жены А.Фурмановой – хотя и упоминались режиссерами (Сергей и Георгии Васильевы вошли в историю кино под псевдонимом «братья Васильевы», хотя в жизни были только однофамильцами), в действительности мало что значили, и так же мало значил реальный Чапаев. Васильевы создали новый художественный тип и сделали его центральным героем киноповествования, осуществленного всеми возможными средствами звукового кинематографа: точный монтаж, тонко построенные мизансцены, сложная психология персонажей, динамика рассказа, трагический финал, придавший фильму смысловую завершенность. Балаганная, почти лубочная атмосфера многих сцен (как рассуждения о том, где должен находиться командир, и выстраивание диспозиции на столе про помощи картофелин) уравновешена драматизмом других (эпизод психической атаки каппелевцев). Органичность образов Чапаева (Б.Бабочкин), Петьки (Л.Кмит), Анки (В.Мясникова) и даже Фурманова (Б.Блинов) позволила им впоследствии существовать самостоятельно, за пределами картины, сделавшись героями фольклора. Свойства материала и свойства времени счастливо совпали. Премьера картины состоялась 5 ноября 1934 года в Ленинграде, в кинотеатре «Титан», что на Невском проспекте. Закончились титры, но люди с мест не вставали. Директору кинотеатра пришлось выйти к зрителям: «Товарищи, фильм окончен». И только тут зрительный зал разразился шквалом аплодисментов. А на следующий день по Невскому шли колонны с транспарантами: «Мы идем смотреть «Чапаева». . За один только 1934 год его посмотрели более 30 миллионов зрителей. Он был назван лучшим на фестивале в Париже в 1937 году и в Венеции – в 1946 году. Мальчишки предвоенных лет смотрели фильм по многу раз, втайне надеясь, что вот сейчас-то Чапай выплывет и останется жив. Для многих зрителей образ Чапаева сросся с образом, созданным на экране Бабочкиным. «Играя красного командира, я хотел показать его наивность и… почти звериную жестокость», – признался как-то Бабочкин. Зрителям было трудно примириться с финалом картины, где раненый Чапаев утонул. В короткометражке «Чапаев с нами!», вышедшей в первые месяцы войны, Бабочкин-Чапаев уже не погибал, а выплывал из реки, зовя всех с собой на борьбу с врагом. “ «Чудо «Чапаева» заключалось именно в этом необъяснимом, непонятном, странном и неповторимом обстоятельстве: «Чапаев» для зрителей тридцатых годов был не фильмом, заранее придуманным, подготовленным. Это был подлинный, несомненный и реальный кусок жизни, захватывающий и трагический, а если он возник передо мной, зрителем, сейчас на экране, если я, зритель, очнувшись, вспоминаю, что сижу в кинотеатре, то все это — просто необъяснимое волшебство, которого я не понимаю, да и не хочу понимать и объяснять...” - Б.Бабочкин.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"