Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Режиссер: Эйзенштейн, Сергей; Александров, Григорий

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ СССР 1929 1:27 Совкино ч/б немой

Режиссеры: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров

социальная драма

Безлошадная крестьянка Марфа Лапкина, не желая более мириться с нищетой, вместе с участковым агрономом и бедняками организует в деревне молочную артель... Рабочие-шефы помогают артели получить первый трактор. В финале картины десятки тракторов пашут артельную землю. За рулем одного из них - сияющая Марфа Лапкина. Так стираются грани между городом и деревней! Сочно показанный сельский труд и быт, сверхкрупные, скульптурные планы людей и животных, - фильм, обладающий необычайным физиологическим воздействием на зрителя, продолжает передовые эксперименты Эйзенштейна в области монтажа.

В фильме “Генеральная линия» (который справедливо считают четвертой частью «тетралогии революции») сделан радикальный шаг в сторону показа «симультанности эпох». Этот фильм о планах и первых шагах кооперации крестьян в русской деревне демонстрировал, как могут сосуществовать в одном времени почти первобытные формы социальных отношений и уже окостенелые формы бюрократического правления, древнее языческое знахарство и новое политическое идолопоклонство, примитивное хозяйствование и еще утопическая на том этапе в России агротехника. Как ни странно, Эйзенштейн смог сослаться перед постановкой этого фильма на догадку Ленина о том, что в России не сменялись друг другом, а «наслаивались» друг на друга пять разных социально-исторических формаций,— на идею, которая не очень-то соответствовала марксистской догме о линеарности прогресса. Но он и сам еще раньше догадывался о том, сколь тонок слой «современности» и как живучи под ним черты недавнего многовекового прошлого: в «Стачке», едва замирает завод, рабочий поселок начинает походить на деревню, а сами рабочие—на крестьян...

В.Шкловский: «Генеральная линия» глобальна. В ней смешиваются и приводятся к единому знаменателю, то есть сельскому хозяйству, материал и сельскохозяйственные мощности всех регионов: тут есть и ирригация, и стойловое содержание скота, и тракторы. Глобальность и героичность — вот отличительные черты сегодняшнего Эйзенштейна”.

С.Эйзенштейн: “В отличие от ортодоксального монтажа по частным доминантам "Генеральная линия" смонтирована иначе. .. "Аристократизму" единоличной доминанты на смену пришел прием "демократического" равноправия всех раздражителей, рассматриваемых суммарно, как комплекс. .. Необычайная физиологичность воздействия "Генеральной линии" отмечается очень многими. И именно потому, что она -- первая картина, смонтированная на принципе зрительного обертона. .. Во многих случаях, правда, и в самой "Генеральной линии" можно уже найти такие "синтетические" сочетания монтажей тонального и обертонного. Напр[имер], "нырянье под иконы" в "крестном ходе" или кузнечик и сенокосилка, смонтированные зрительно по звуковой ассоциации с нарочитым выявлением и их пространственной схожести. Но методически показательны, конечно, построения а-доминантные. Или такие, где доминанта является в виде чисто физиологической формулировки задания. .. Например, монтаж начала "крестного хода" по "степени насыщенности жаром" отдельных кусков или начала "совхоза" по линии "плотоядности". Условия внекинематографических дисциплин, ставящие самые неожиданные физиологические знаки равенства между материалами, логически, формально и бытово, абсолютно нейтральными друг к Другу. Есть же и масса случаев монтажных стыков, звучащих издевательством над ортодоксальным схоластическим монтажом по доминантам. Обнаружить это легче всего, провертев картину "на [монтажном] столе". Только тогда совершенно явственно обнаружится совершенная "невозможность" тех монтажных стыков, которыми "Генеральная линия" изобилует. Тогда же обнаружится и крайняя простота метрики ее и "размера". Целые громадные разделы частей идут на кусках совершенно ' одинаковой длины или абсолютно примитивных кратных укорачиваний. Вся сложная ритмически чувственная нюансировка сочетания кусков проведена почти исключительно по линии работы над "психофизиологическим" звучанием куска”.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"