Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ФАУСТ

ФАУСТ

Режиссер: Шванкмайер, Ян

 

ФАУСТ Чехословакия, 1994 97 мин. Faust АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ режиссер Ян Шванкмайер в ролях: Петр Чепек, Ян Краус, Владимир Кудла фантасмагория/мистерия с элем. кукольной анимации по пьесе Иоганна Вольфганга Гете, роману Кристиана Дитриха Граббе, пьесе Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фаустуса» МКФ в Карловых Варах 1994 – Спецприз жюри. Приз Чешской критики 1995 – Лучший анимационный фильм года. Призы «Чешский лев» 1995 – Лучший фильм, лучший актер, лучшая музыка. Приз фестиваля Фантаспорто – Лучшие спецэффекты. Где современный массовый человек и где высокая элитарная Культура минувших столетий? Известно где: человек норовит раствориться в толпе, а Культура тем временем пылится в плохо посещаемом музее. Уличный аноним потребляет растиражированную глупость, штучная Культура из последних сил гордится своими авторами и текстами. Фильм Шванкмайера спорит с этой точкой зрения. Утверждает: ни грамма культурного вещества не теряется. Архетипы работают здесь и сейчас, на соседней улице. Например, в занюханной постсоциалистической Праге. “Фауст” показывает, как первый попавшийся обыватель, будто бы в книгу, заходит в некую “плохую квартиру” и зачем-то разыгрывает там старинный сюжет, мистерию. Он и Фауст, и Мефистофель. Он и задает вопросы, и сам же отвечает на них. Он на удивление хорошо знает правила игры и текст постановки. Оказывается, никакой культурной дистанции нет, пресловутые вопросы с ответами актуальны точно так же, как во времена Кристофера Марло или Гете, обработавшими ключевой для западной культуры сюжет про пытливого и неугомонного человека, променявшего вечную Душу на сомнительное Знание. Унылые серые люди с улицы по очереди, один за другим разыгрывают на внутренней сцене, сцене собственного “Я” красочное представление из жизни идей. По своему обыкновению Шванкмайер совмещает анимационное пространство, где все - становление, динамика, процесс, и которое, по сути, является овеществленным временем, с трехмерным пространством игрового кино, которое выглядит на анимационном фоне хотя и привычным, но тем более тривиальным, неприемлемым. Вот ключевая оппозиция картины: яркие куклы, представительствущие от имени книжного сюжета, - против серых людей, агентов будто бы достоверной и осмысленной повседневности. Анимационная реальность, изящно сопрягающая человеческую телесность с деревянными марионетками, есть по Шванкмайеру нечто осмысленное, освященное словом, которое, по замечанию Мефистофеля, является для человека единственным инструментом познания мира. Новоявленный Фауст в этом сомневается. Неудивительно, ведь он всего-навсего массовый человек с улицы, превыше всего ценящий иллюзию фотографической достоверности. Его финальная смерть под колесами автомобиля есть всего лишь проекция его же духовной гибели в мире высшем, в мире кукольной мистерии, в мире, где главенствуют логос и миф. Но на подлинную веру у человека нашего расколдованного времени не осталось ни сил, ни воображения. Безопаснее для разума воспринимать работу Шванкмайера как шутку, как безупречное технологическое упражнение. То, что некоторые планы и монтажные стыки задевают за живое и ядовитым плющом прорастают в подсознание, спишем на так называемое “мастерство”.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"