Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » АЛИСА

АЛИСА

Режиссер: Шванкмайер, Ян

 

1. АЛИСА (Alica, Neco s Alenca) - (1.25) 1987. АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ реж. Ян Шванкмайер

Фильм-сказка: сюрреалистическая фантазия с кукольной анимацией по мотивам произв. Л. Кэролла

Награда за лучший фильм в категории "Полнометражный Анимационный фильм", Annecy.

Это первый игровой фильм Шванкмайера - своеобразная версия "Алисы в Стране Чудес" - позволила ему оторваться от своих анимационных корней в сторону "живого" игрового кино. Фабула осталась прежней - в погоне за Белым Кроликом Алиса попадает в сюрреальный мир, существующий по собственным законам, непонятным девочке. Непонимание и, как результат, нарушение их, в конце концов, возвращают героиню в реальность. На этом, в принципе, и заканчивается прямое заимствование из книги и начинается непосредственное вмешательство режиссера, как человека, по-своему видящего этот самый мир. Фильм начинается панорамой по речке, на берегу которой и расположились Алиса со своей сестрой. В отличие от Кэрролла, Шванкмайер четко не разделяет реальность и сновидение. Сразу же за этой вступительной сценой, где Алиса бросает камушки в реку, мы видим старую захламленную комнату, более похожую на склад старьевщика, где героиня развлекается похожими средствами - кидает камушки в чашку чая. Сидящие рядом куклы самой Алисы наталкивают на мысль, что в данном произведении отдых у реки лишь привиделся маленькой девочке, живущей не в самой комфортабельной обстановке. Основная часть фильма, т.е. само путешествие героини, является разработанным видением режиссера психологии снов, яркость которых у детей несомненно считается более высокой. Если Кэррол наполнил произведение предметами и персоналиями своей собственной реальной жизни, то у режиссера этот мир зиждется на предметах, окружающих в реальности главную героиню - вся ее комната завалена предметами, почти все из которых, так или иначе, появятся в течение ее фантастического путешествия. Второй главный герой - Белый Кролик, появляется не из ниоткуда, как у Кэрролла; это как раз один из таких предметов - чучело Lepus Cuniculus, с оживления которого и начинается цепь мистичных и чарующих событий, в которые влекомая любопытством Алиса погружается "с головой". Как известно, "Алиса в Стране чудес" является далеко не детским произведением ввиду своей насыщенности ироническим подтекстом и разного рода научно-популярным материалом. Последний был полностью удален Шванкмайером из сценария к фильму. Более того, практически все фрагменты приняли совершенно иной, мрачный оттенок, словно Алиса провалилась не просто к центру Земли, а в самый настоящий ад. Зверушки, которых зовет Белый Кролик, дабы "выкурить" Алису из своего домика, представляют собой дикие коллажи из черепов, костей и других совершенно неожиданных предметов, да и сам Белый Кролик приобретает у режиссера немного жутковатую внешность. Такие метаморфозы наблюдаются и с остальными деталями. Варенье в банке обязательно оказывается с канцелярскими кнопками или гвоздями. Вообще, туннель, в который падает Алиса, сильно

напоминает музей чучел и скелетов, лавку старьевщика и кунсткамеру, вместе взятые. Во всем фильме ни одна деталь, появляющаяся в зоне внимания, не остается "мертвой"... Но и "живой" тоже... Они, скорее, "восставшие из мертвых". Подобная "жизнь" практически всех персонажей реализована посредством анимации. В картине анимирована деревянная (Болванщик), тряпичная (Мартовский заяц) марионетки, рисованные персонажи (колода карт), кусок сырого мяса, гвозди, яйца, носки... Сама Алиса на протяжении всего повествования несколько раз преобразуется в куклу и обратно. Все эти оживления, метаморфозы и прочее впечатляют даже искушенного зрителя и создают потрясающую атмосферу, обволакивающую смотрящего в течение всего просмотра. К анимации мы уже давно привыкли, поэтому в вопросах наслаждения восприятием ведущую роль стали играть техническое исполнение и режиссерские находки. Вот эти самые находки и являются сильнейшим фактором воздействия в "Алисе", например, вылупляющиеся из куриных яиц черепки, или своеобразная посудомойка на чаепитии у Болванщика и Мартовского зайца - шкура ласки, выползающая из сахарницы, или летающая на крыльях кровать...

Когда Белый Кролик получил увечье от двери на ладонь и ищет в шкафчике "лекарство". Он не выхватывает сразу необходимые ему предметы, но ищет их. По закону подлости, они находятся им в последнюю очередь, что подсознательно сильно воздействует на психологию восприятия, т. е. на то самое "Верю!", которое так важно любому произведению. Немаловажной деталью становится настойчивое введение губ девочки-рассказчицы, возникающих после каждой внешней или внутренней фразы персонажа, что путает понимание реальности и нереальности происходящего. Постоянно отрывающиеся ручки у ящиков столов, скорее всего, свидетельствуют о неприятии девочки Страной Чудес, ибо Белый Кролик открывает эти самые ящики без каких бы то ни было трудностей

+

2. DARKNESS, LIGHT, DARKNESS 0:07 1989

реж. Ян Шванкмайер

к/м пластилиновый мультфильм

Начинается все с того, как пластилиновая рука играется с парой глазных яблок; затем постепенно человек лепит сам себя, в слишком маленькой для него комнате.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"