Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ

БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ

Режиссер: Чухрай, Григорий

Актеры: В.Ивашов Ж.Прохоренко Е.Урбанский Н.Крючков Э.Леждей Е.Евстигнеев  

 

БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ СССР Мосфильм 1959 г., 85 мин., ч/б АУДИО: РУССКИЙ / АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ / АНГЛИЙСКИЕ + воспоминания Г.Чухрая Режиссер: Григорий Чухрай сценарий: Григорий Чухрай, Валентин Ежов В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Валентина Телегина, Элла Леждей, Лев Борисов, Марина Кремнева, Александр Кузнецов, Евгений Евстигнеев 1960 - КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ: Приз за лучшую программу, Первый приз за фильм для молодежи. 1962 – ОСКАР - номинация: Лучший сценарист (оригинальный сценарий). "Золотой лавр" Дэвида Селзнера (1962), "Давид Донателло" и "Сант Винсент" (1960), Сан-Франциско-60; ВКФ-60, Минск; Лондон-60; Тегеран-60; Милан-60 и другие. Бесхитростная история о молодом солдате, который получил короткий отпуск домой, признана одним из лучших кинопроизведений, посвященных Великой Отечественной войне. Этот выдающийся фильм вошел в золотой фонд кинематографа, с триумфом обойдя экраны планеты. Чухрай и другие режиссеры-фронтовики успели совершить главное дело своей жизни и рассказать правду о той войне. Но как невероятно трудно это было сделать. Пришлось одержать еще одну важную победу, теперь уже над чиновниками от кинематографа. «Баллада о солдате» сразу попала в немилость: «Это не сценарий, а мелкотемье. Мальчик, его мамаша, какая-то дырявая крыша. Где героизм советского народа, народа-победителя?» Но Чухрай не привык отступать. Он, прошедший ад Сталинграда, не стал тушеваться перед начальством и гнуть спину. Тем более, что речь шла о долге перед погибшими товарищами, с которыми Гриша делил и радости, и беды. Солдатская правда вообще здорово отличается от официальной, штабной правды, и героев в окопах куда меньше, чем на страницах армейской прессы. Тех отличников-удальцов с уставной формой одежды. Многие, очень многие подвиги совершались случайно, а то и с испугу. Так, как в случае с Алешей Скворцовым, главным героем чухраевской «Баллады о солдате». Юный связист остался один на один с двумя фашистскими панцерами, струхнул… да и стрельнул из противотанкового ружья. Уничтожив в итоге два бронированных монстра. Готовился ли он заранее к своему подвигу? Да нет же. Он только недавно начал бриться. Мальчишка-фронтовичок. Несуразный, смешной. В Алеше нет никакой позы, никакой бравады. И в ответ на представление к высокой государственной награде, он говорит наивно: «Можно мне отпуск? Починить матери крышу?» Такого парня в наше эгоистическое время посчитали бы дурачком. Алеша получает шесть дней отпуска, случай для военного времени уникальный. Но вместо того чтобы нестись со всех кирзовых ног в свою Сосновку, начинает помогать всем встречным да поперечным: берется передать гостинец жене сослуживца, утешает попутчика-инвалида, ратит свое драгоценное время. Жертвует собой ради других. Наконец, судьба сталкивает его с беженкой Шуркой (Жанна Прохоренко). Такой же кулемой и растяпой, как и наш герой. Она забралась в тот же вагон с сеном, где ехал Алеша, и выбросила с перепугу свой узелок. Со всеми вещами и документами. У Скворцова прибавляется еще одна забота, но так уж ли она ему в тягость? Солдат находит свою первую и единственную любовь. Всего несколько часов вместе. Ни объятий, ни поцелуев. Но за это время успевает произойти очень многое. Алеша и Шура встречают на своем пути самых разных людей, самые разные судьбы. Верность и предательство, благородство и подлость. Несколькими акварельными мазками Чухрай рисует настоящую панораму военной жизни. Подвижничество советских людей, их тяжелейший труд, разоренные города и села. Но делает это удивительно тонко и лирично. Режиссер — настоящий киноромантик. У него практически нет пасмурных кадров. Вместо этого — светлые грибные дожди, мокрое разнотравье, огромное небо. Чухрай, как и все фронтовики, ненавидит войну, перемоловшую в своих ржавых жерновах миллионы человеческих судеб. Потому в картине практически нет боевых действий. Иногда даже кажется, что жизнь течет своим мирным чередом. Теплые летние улицы. Городская суета. И вдруг — безобразные руины, смерть. Война — это что-то противоестественное. Противоестественное самой человеческой природе. Благодаря этому контрасту, Чухрай достигает особой степени трагичности. Алеша Скворцов превращается из еще одного участника войны в родного и близкого человека. Смерть которого разрывает сердце, терзает душу. Тогда и становится понятно, какую невероятную жертву принес наш народ ради победы. Это не официальный пафос, а сама жизнь. Сама правда.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"