Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ

Режиссер: Херцог, Вернер

Актеры: Бруно С., Б. Мира

 

КАЖДЫЙ ЗА СЕБЯ, А БОГ ПРОТИВ ВСЕХ (Jeder fur sich und Gott gegen alle) ФРГ, 1974, 110 мин. АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер Вернер Херцог

В ролях: Бруно С., Вальтер Ладенгаст, Бригитте Мира, Ханс Музауз.

Философская историческая драма на реальных событиях

Большая специальная премия и Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля-1975.

Этот фильм — как бы перевернутый вариант картины «Агирре, гнев Божий» : «дикарь» попадает в цивилизованное общество. Но обоих героев роднит трагическое одиночество — они заброшены в чуждый им мир. Каспар Хаузер — «загадка 19 века»-, дикий человек, неизвестно как оказавшийся на городской площади в Нюрнберге в 1828 году, ничего не помнящий о своем происхождении, не приспособленный к жизни. Существовали различные, порой взаимоисключающие версии о Каспаре Хаузере. Режиссер придумывает пролог о бедном старике, который пытался воспитать найденыша вдали от людей, в замкнутой каморке, обращался с ним жестоко как со зверем, заключенным в клетку. Его бывший узник изумивл всех интеллектуалов неожиданными успехами в образовании и культуре. Это судьба найденыша, испытавшего на себе два метода воспитания. Но зло и, так называемое, добро местных дворян и ученых, взявшихся за превращение «дикаря» в цивилизованного человека, по мысли постановщика, почти ничем не отличаются. Для аристократов загадка «сына принца» или «брата Наполеона» — очередное развлечение, дешевая сенсация. Для глубокомысленных «отцов науки» Каспар — лишь объект изучения, подопытная мышь в экспериментах. А он сам находит общий язык и взаимопонимание только с детьми, еще не успевшими избавиться от естественности и непосредственности. Вспоминая же первый кадр фильма с утренним, окутанным слабым туманом пейзажем Южной Германии, можно сказать, что Хаузер явился из самой природы, был вычленен из нее, предстал как типичный «естественный человек» Руссо. А попав в цивилизованный мир, он неминуемо должен был погибнуть, утратив связь с природой, которая его питает, лишившись личной свободы после подчинения законам общества. Но все дело в том, что «дикарь» в трактовке Херцога не противится цивилизации, хочет все узнать, всему научиться. Изначальный талант позволяет стать равным среди людей, поразить своими способностями. Он — сам за себя. Это — первая часть соломоновой формулы. Бог же — не за всех, а против. Странная судьба Каспара Хаузера метафорически характеризует жизнь тех людей, с которыми он общался. «Естественный человек» погибает не в обществе вообще, а в данном государстве, в котором, несмотря на расцвет наук и искусств (Гегель, Гёте и немецкие романтики), действует принцип «каждый за себя, а Бог против всех». Режиссер высмеивает радость филистеров, увидевших разгадку феномена непохожего на других человека: по результатам вскрытия его мозга выяснилось, что более развито полушарие, отвечающее за интуитивное мышление. Поэтому важнее для понимания ленты рассказанный Каспаром сон-притча о слепом, который вывел караван из пустыни. Мир, живущий только по законам разума и целесообразности, лишенный интуитивной сути, человеческого прозрения, ложен и ущербен.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"