Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » В ПРИСУТСТВИИ КЛОУНА

В ПРИСУТСТВИИ КЛОУНА

Режиссер: Бергман, Ингмар

Актеры: Э.Юзефсон, П.Аугуст, П.Стормаре

 

В ПРИСУТСТВИИ КЛОУНА Швеция 1997 121 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ Режиссер: Ингмар Бергман музыка из произведений Ф. Шуберта

В ролях: Б. Альстед, М. Ричардсон, Э. Юсефсон, П. Аугуст, А. Бьорг, Л. Енде, Г. Фрид, П. Стормаре

драма/трагикомедия

Телевизионный трагикомический спектакль о пожилых северянах, разыгрывающих в сумасшедшем доме историю собственного сочинения о том, как они снимали, ставили и демонстрировали в шведской глубинке первый в мире "говорящий" фильм - трагическую историю болезни и смерти Франца Шуберта, медленно сгнивающего от сифилиса.

Впрочем, происходит дело в психушке, в реальности или в воображаемой реальности - окончательно понять невозможно: жизнь художника всегда как минимум наполовину ирреальна, а речь в спектакле идет именно о жизни и смерти художника, вещах одинаково смешных и печальных, отчего и подвластных скорее показу, нежели анализу.

Дело происходит в середине 20-х, поэтому воображаемый фильм о Шуберте - в самом деле, первая звуковая картина. Изготавливается она так: на пленку снимается обычная немая фильма, а проецируется она на прозрачный экран, за которым сидят артисты и озвучивают роли с помощью микрофона. Небольшой фрагмент из этой фильмы ее создателям удается показать десятку посетителей из занесенной снегом деревушки, откуда родом режиссер и исполнитель главной роли - пожилой шизик (можно сказать, любимый персонаж Бергмана, произрастающий из воспоминаний об одном из его дядьев, великом выдумщике, где только у шведского классика не встречающийся, хоть, например, в тех же "Фанни и Александре"), несомненно обладающий актерским и человеческим обаянием, поскольку все когда-либо встречавшиеся ему женщины в сумасшедшего непременно влюблялись. По крайней мере, все появляющиеся в картине. Это - его мачеха, едва ли не сверстница героя по возрасту, его сестра, молодая сожительница-врач, отдающая кинематографической прихоти любовника все свое наличное состояние, еще более молодая блондиночка - исполнительница главной женской роли в фильме о Шуберте, наконец пожилая клоунесса, символизирующая, по-видимому, и смерть, и музу, и всех быших героя, настоящих и воображаемых. В целом же премьера первой звуковой фильмы едва не завершается трагически - пожар, возникший из-за непрофессионального использования захолустного электрообуродования, лишь с большим трудом удается погасить. И тут кончается кино и начинается театр: фильма доигрывается вживую, актеры, поневоле вживаясь в трагические образы, теряя то сознание, то рассудок, но создают-таки действо высокого трагического накала и доводят представление до конца. Представление первое и представление последнее, фильм-спектакль, судьба которого - быть запечатленным лишь в памяти зрителей, покуда они, зрители, живы. Такова она и вообще, хрупкая слава театрального артиста. Но она же и единственно истинная, настоящая. Без театра не было бы кинематографа. Без театра не было бы и самого Бергмана. Театр есть alma mater всякого лицедея, в сущности своей - площадного шута, клоуна, сумасшедшего, ибо только сумасшедший и может с удовольствием жить меж двух миров - реального и выдуманного. А когда приходит срок, единственная настоящая реальность - безумие небытия? непреложный разум смерти? - забирает всех без исключения - гениального страдальца-сифилитика Шуберта, безумных фоглеров (еще одна излюбленная "фишка" Бергмана - фамилия, коей он награждает особо значимых для него персонажей-лицедеев) - актеров, изобретателей перпетуум-мобиле и профессоров красноречия, нормальных обывателей скандинавских предместий, матерей и мачех, жен и любовниц, шутов в подштанниках и старых клоунесс, кокетливо поигрывающих острыми, как бритва, кровавыми коготками с собственными обвислыми сосками.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"