Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ

Режиссер: Савченко, Игорь

Актеры: Б. Андреев, М. Жаров

 

БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ 1941 г., 114 мин., Россия, Киевская студия

Режиссер: Игорь Савченко в ролях: Борис Андреев, Михаил Жаров, Дмитрий Капка

историко-героическая эпопея

Сталинская премия I степени (1942, удостоены режиссер И.Савченко, оператор Ю.Екельчик, актер Н.Мордвинов).

1648 год. Украина под гнетом Речи Посполитой. Шляхта бесчинствует, сжигая станицу за станицей. Гетман войска запорожского Богдан Хмельницкий собирает на сечи армию защитников отечества...

Эта народно-героическая кинодрама стала большим вкладом И.Савченко в советское киноискусство; кинополотно раскрывало идею дружбы русского и украинского народов. Галерея ярких характеров несла на себе отпечаток фольклорной поэтики, образная ткань картины содержала легендарное начало.

В истории советского кино присутствие Игоря Савченко сказалось более в ощущении непосредственно его личности, чем в созданных им фильмах — столь же ярких и темпераментных, как и он сам, но все же в большинстве своем не выходивших за рамки официального канона. Щедрая, по-украински барочная избыточность формы савченковских картин выглядит как своеобразный отсвет его личности, попадающий на них как бы извне, несколько со стороны. Потому избыточность эта нередко ощущается как неполнота: возникает впечатление, что киноязык Савченко предназначен для иных предметов, чем те, о которых идет речь в фильмах, им поставленных. Именно этим кинематограф Савченко и притягивает: в нем неизменно присутствует привкус некоей драматической загадки.

Ориентируясь преимущественно на эпос, причем как жанр фольклорный, не знающий внутренних человеческих драм, этот кинематограф выдает действительное их присутствие именно напряженной формой. Прием у Савченко вводится в рамки канона, героями же становятся рыцари без страха, упрека и тени сомнения — эпические персонажи с полей битв новой и старой истории, слившихся воедино: «Дума про казака Голоту», «Всадники», «Богдан Хмельницкий», «Партизаны в степях Украины», «Иван Никулин — русский матрос», «Третий удар». И даже персонажи прелестной по изяществу комедийной стилизации «Старинный водевиль», возвращающиеся с победой герои 1812 года, смотрятся как родные братья персонажей военных комедий, снятых тогда же — «Небесный тихоход», «Беспокойное хозяйство».

Трагизм войны обнажил искусственность этой поэтики, при всем блеске отдельных находок Савченко почувствовал себя ее узником — узником канона. Он ощутил, что закупорен в собственном канонизированном опыте, задыхается в нем. И одним из первых пошел на прямой диалог с новым режиссерским поколением, только что пришедшим с полей реальной, так не похожей на снятую им, войны. Он стал руководителем мастерской во ВГИКе и совершил чудо: процентов на 50 снабдил кадрами следующий кинематографический период. И какими кадрами! Хуциев и Параджанов, Алов и Наумов, Габай и Озеров роднятся пожалуй, одним: привитым Савченко вкусом к кинематографической форме.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"