Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ДАВАЙТЕ ОЧИСТИМСЯ (РоГоПаГ)

ДАВАЙТЕ ОЧИСТИМСЯ (РоГоПаГ)

Режиссер: Роберто Росселлини, Жан-Люк Годар, Пьер Паоло Пазолини, Уго Грегоретти

Актеры: У/ Тоньяцци, О. Уэллс

 

ДАВАЙТЕ ОЧИСТИМСЯ (РоГоПаГ) LAVIAMOCI IL CERVELLO (RoGoPaG) 1:58 1962 ч/б и цв. АУДИО: РУССКИЙ/ИТАЛЬЯНСКИЙ

Режиссёры: Роберто Росселлини, Жан-Люк Годар, Пьер Паоло Пазолини, Уго Грегоретти

В ролях: Уго Тоньяцци, Л. Гастони, А. Стюарт, Р. Скьяффини, О. Уэллс

альманах из 4-х киноновелл: драмы/трагикомедии

В 50-60-х было крайне модно дробить фильм на новеллы. "РоГоПаГ", пожалуй, самый знаменитый продукт этого течения. Диковинное его название складывается из первых букв режиссерских фамилий. Но есть и более "афишный" вариант - "Давайте очистимся". Крайне необходимо было иметь для такой штуки и некое объединяющее начало. В данном случае мы имеем: "Четыре рассказа четырех авторов, которые весело рассказывают о причинах конца света".

1) "Целомудрие" ч/б Великий Росселлини способен был быть веселым и философичным. Обычно его работы ясны, прозрачны, прямолинейны. Но на малом метраже он, видимо, решил продемонстрировать иные стороны своего величия. Рассказ о стюардессе, к которой пристает назойливый, подвыпивший американец с маниакально-психопатическими наклонностями. Тема - рефлексия на психоанализ, набиравший тогда обороты.

2) "Овечий сыр" ч/б и цв. Новелла Пазолини - единственное, что с тех пор стало самоценным субъектом киноклассики. Речь идет о съемках фильма о Христе. Режиссера играет великий Орсон Уэллс, он читает книгу Пазолини (!) и цитирует, типа, гениальные фразы оттуда. А также разглагольствует о своем марксизме, что Пазолини делал кстати и некстати. Но все это не отменяет ценности новеллы. На роль бандита, распятого одесную Спасителя, нанимают простого бедного мужика - рожей вышел. У него большая семья, куча нахлебников, а сам он постоянно хочет есть. Наконец, путем мелких прегрешений и крупных унижений у него появляется возможность наесться до отвала. А тут приезд почетных гостей и образцово-показательная съемка. Объевшийся персонаж мучительно умирает на солнцепеке, на кресте, продолжая, впрочем, репетировать: "Когда попадешь в Царство Небесное, напомни обо мне Отцу Своему". Пазолини все это снимал, конечно, не ради финальной фразы режиссера: "Это был единственный способ напомнить, что он тоже живой". Вся новелла - сплошной контраст жизни баловней судьбы и малых мира сего, сытого довольства и нищеты. У раннего Пазолини это главная тема его фильмов, доходящая иногда просто до садистских сюжетов и образов. Еще в новелле замечательная ехидная, запоминающаяся музыка (под нее танцуют герои).

3) "Новый мир" ч/б Новелла Годара - самая короткая, в жанре, близком к снятому позже “Альфавилю”: история любви молодой пары после ядерной войны.

4) "Вольный цыпленок" ч/б В новелле Уго Грегоретти - речь о т.н. "манипуляции сознанием", а конкретнее - о рекламе и формируемой ею "психологии потребителя", что - не только по мысли режиссера - обычно оканчивается плачевно (а в данном случае - летально). Уго Тоньяцци, как всегда, гениален. Остается лишь добавить, что все киноизобретения (как постепенно выясняется) запатентованы все в те же 50-60-е. Как и здешний трюк: профессор-дегенерат победно читает лекцию о торжестве той самой потребительской идеологии, а параллельно мелкобуржуазное семейство, с промытыми телевидением мозгами, неуклонно приближается к преждевременной смерти.

И здесь, кстати, можно обнаружить еще одно изобретение 60-х - чередование цветных и черно-белых кадров - что потом широко использовалось. Конечно, все четыре автора едва ли всерьез размышляли о конце света. Ясно лишь одно - произошли серьезные изменения в современной фильму жизни. И далеко не в лучшую сторону. Так что вышло совсем не так весело, как было объявлено в начальных титрах.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"