Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ

Режиссер: Шуб, Эсфирь

 

ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ СССР 1:30 1927 ч/б, немой АУДИО: РУССКИЙ реж. Эсфирь Шуб

Художественный руководитель Сергей Юткевич

историко-документальный монтажный публицистический очерк

Эсфирь Шуб - одна из основателей школы советского документального фильма, заслуженная артистка РСФСР. Увлечение искусством будущего привело Эсфирь Шуб в Госкино. Сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном, Львом Кулешовым, Дзигой Вертовым подтолкнули Шуб к поиску новых форм кинопублицистики. В жанре исторического документального фильма Э. Шуб тенденциозным подбором фрагментов старой кинохроники монтировала полнометражные пропагандистские фильмы. Наряду с Дз. Вертовым закладывала основы советской образной публицистики, создала своеобразный жанр историко-документального монтажного фильма. Ее первой работой стал фильм “Падение династии Романовых”, для создания которого Шуб использовала киноархив Николая II. Картина смонтирована исключительно из сохранившейся дореволюционной хроники (которая снималась с овсем другими целями), и Шуб впервые применила прием противопоставления кадров, добившись нового идейного (революционного) содержания, используя старый материал. Картина стала ярким документом большого социального звучания. Динамичное сопоставление кадров хроники, рассказывающей о жизни народа и правящей верхушки, наглядно демонстрирует остроту социальных противоречий предреволюционной России. Из статьи 20-х гг: “Э. Шуб не только дала великолепную ленту по монтажу и содержанию, но и создала новый этап в развитии неигровой фильмы. - Ее вещь должна рассматриваться как одна из ступеней нашей кинематографической культуры. Главное достоинство фильмы Шуб - монтаж высокой техники, - культурный, использованный не как эстетический прием для передачи субъективных переживаний монтажера, а как выразитель и организатор материала, выявляющий его тематическую сущность. Вот почему царь, церкви, попы, заснятые в свое время с блеском и убедительностью, превращены монтажером в яркую агитационную ленту.Только монтажем и умелым подбором материала можно было суметь сделать “Падение династии Романовых” такой значительной фильмой. Материал, из которого пришлось Шуб делать ленту, очень беден кинематографически: плохо снят, плохо сохранился, чрезвычайно запутан, и проделанная ею работа по отбору кусков является основной заслугой монтажера. Кадры “династии” не только не уступают кадрам современных художественных, но в большинстве случаев превосходят их по выразительности и умелой съемке. Кускам военных кораблей, пушек, взрывов и т. п. может позавидовать прославившийся подобными съемками оператор Тиссэ. Какова же проделанная монтажером работа, давшая в результате великолепный набор лучших даже для нашего времени кадров. Ни один актер под руководством самого лучшего режиссера не сумеет столь убедительно показать несостоятельность царя и царского окружения, как это делает в фильме Николай II своей подлинной персоной. Мазурка в исполнении дочерей “самодержца” с вытиранием пота после танца - сцена, могущая служить образцом для сатирических светских кусков Эрика Штрогэйма, специалиста по подобным кадрам. Уменье автора картины монтировать более всего видно в эпизоде с калужским губернатором. Имелись невыразительные куски губернатора с женой и бульдогом, спускающегося с лестницы и завтракающего в саду. Комбинируя их с деревней, плавающими в прудах лебедями и помещиком, тыкающим палкой в обрабатываемую крестьянином землю, Шуб выразительно продемонстрировала не только сфотографированного губернатора, но и всю его социальную связь с окружающими. Губернатор, т.-е. помещик, хозяин земель, совершенно ясен в правильном монтаже перечисленных кусков. Самое сильное кинематографически место картины - война. Она смонтирована не как хаос или сумма экспрессионистских впечатлений, а как логически развивающееся действие. Смысловой монтаж в этом случае оказался самым удобным и великолепно выполнен автором ленты. Так же, как и Николай II, убеждают чисто актерски сюжетно “эффектные” депутаты думы, раздающие на фронте подарки сереньким тусклым солдатам. Поразительные по гнусности кадры! Победа Шуб - победа кинематографии, оперирующей реальным материалом.



Copyright © Kinopoint.ru