Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ОТКРОЙ ГЛАЗА

ОТКРОЙ ГЛАЗА

Режиссер: Аменабар, Алехандро

Актеры: П.Крус, Э.Норьега

 

ОТКРОЙ ГЛАЗА Abre los ojos 1997 г., 114 мин., Испания - Франция АУДИО: РУССКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ Режиссер: Алехандро Аменабар в ролях: Эдуардо норьега, Пенелопа Крус, Феле Мартинес мистический метафизический арт-триллер Сезар - красивый парень и богатый наследник - однажды, влюбившись, уводит девушку у своего друга. И, словно в наказание, судьба играет с ним злую шутку: после аварии лицо его делается безобразным. Но происходит странное: его прежняя жизнь не утрачена безвозвратно, иногда он по - прежнему красив и счастлив. Что это? Параллельные жизни? Или одна из них - лишь сон? Если так, которая - реальна?.. В «Открой глаза» Аменабар забредает на территорию культового фантаста Филипа Дика, который в своих лучших романах тоже задавался вопросом: реальна ли реальность или она всего лишь плод чьего-то больного воображения? Версия Аменабара так впечатлила американских киношников, что они сняли римейк «Ванильное небо». Узнать о себе правду – вот единственно серьезная тема современного кинематографа, доказывает Аменабар, убедительно аранжируя тему самыми неожиданными обстоятельствами. Неожиданность метауровня, апеллирующая к жанровым стереотипам восприятия, является основой сюжетной интриги в фильме. Коллизия потери лица как пластического сосредоточения человеческой сущности подводит к теме красавицы и чудовища, откуда совершенно невообразимым образом перетекает в запутанный триллер с необъяснимыми подменами тел и изображений, а также намеком на имманентное сумасшествие одиночки в педалированном ощущении субъективной реальности. И уж откровенно неожиданным выглядит выход к развязке – полубредовой фантазии автора на тему виртуальной реальности. Но это тот случай, когда самая смелая фантазия структурирована в соответствии с законами экрана, притом с недюжинным талантом и потрясающим профессионализмом, что задает новые координаты самим экранным законам, расставляет строго по местам смысловые сцепления фильма и подтверждает удивительную стройность мысли его создателя. У Эдуардо Норьеги, исполнителя главной роли, в этом фильме два лица. Одно – шедевр гримеров – носит ярко выраженную отрицательную доминанту. Неисправимое уродство после аварии (важно, что пострадало только лицо!) выглядит радикально, носит в себе эффект уничтожения выраженного в телесности идентификационного поля, являясь таким образом зримым воплощением отсутствия. Другое лицо – это лицо самого Норьеги (или его героя Сезара). Сезар – не просто красавчик, не просто смазливо-самоуверенный ловелас, но физиогномически осуществленная идея пустотности. Его лицо – слепок виртуальных тенденций современности, отпечаток мира симулякров. Настолько внешнего толка эта красота. Поэтому вроде бы незначительная городская сценка из начального эпизода (Сезар видит уличного мима) позже, когда выясняется, что таким образом подрабатывает его возлюбленная София, оборачивается отсылкой к фильму Микеланджело Антониони «Blow Up». Эта сценка исподволь вводит линию жизни Сезара в плену видимостей, главной из которых является его лицо, оно же личина, оболочка, наконец, маска. Эта маска ставит преграду на пути самопознания, который начнется только после потери лица (можно сравнить с внутренним прозрением Эдипа, который предпочел слепоту обману того, что видят глаза). Разумеется, в эпизодах с изуродованным лицом Сезар выглядит интересней и убедительней. Еще одно указание на Эдипа – сама фраза «открой глаза». Вернее то, что звучит она в темноте, которая закольцовывает фильм. Открывая глаза, Сезар погружается в пространство видимостей, иллюзий, которое формирует смыслы фильма. Кстати, первый эпизод, эпизод ложного пробуждения, когда Сезар в десять утра оказывается на широченных, но совершенно безлюдных улицах большого города, моделирует весь фильм и указывает на восприятие героем жизни как пустышки.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"