Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ

КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ

Режиссер: Вине, Робер

 

КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ Германия 1919; 1,09; ч/б. немой CABINETT DES DR CALIGARI, DAS (THE CABINET OF DR CALIGARI) Режиссер: · Роберт Вине В ролях: · Вернер Краус Конрад Файдт Фридерих Фехер Лил Даговер Ханс Хайнрих фон Твардовски арт-хоррор\детектив: немецкий экспрессионизм Мистическая история, рассказанная молодым человеком Франсисом, начинается на ярмарке в небольшом городке. Здесь некий доктор Калигари устраивает на глазах у изумленных зрителей гипнотические сеансы. Он представляет публике свой главный “экспонат” — сомнамбулу Чезаре, предсказателя будущего, чье трагическое пророчество - серия загадочных убийств - вскоре сбывается. Два юноши и девушка заподозрили, что к ним причастен знаменитый доктор. Последовавшие за этим события все больше напоминают чей-то кошмарный сон... К концу 1910-х на первый план выдвигается кино северной Европы – прежде всего Германии. Несмотря на поражение в первой мировой войне и сильнейший экономический кризис, немецкое кино испытывает подъем. Из всех направлений тогдашнего немецкого кино с точки зрения истории кинематографа важнейшим является экспрессионизм, а основной фильм, представляющий это течение – Кабинет доктора Калигари. Этот фильм, поставленный на основе сценария крупнейшего деятеля киноэкспрессионизма Карла Майера, был снят в удивительных, исполненных выдумки и экспрессии декорациях, созданных художниками-экспрессионистами из группы «Штурм», и это предопределило основную особенность картины: отказ от ориентации на привычное жизнеподобное повествование и построение фильма как последовательности полубредовых видений, разворачивающихся в воспаленном сознании. Декорации в картине не просто нереалистичны, они предельно искажают все мыслимые пропорции – прямые линии изломаны, вертикали тянет к земле, перспектива неестественно сужается, предметы обстановки неправдоподобны, лица людей похожи на маски. Эта картина, во-первых, показала возможность создания фильмов, ориентирующихся не на театр и литературу, а на живопись, а во-вторых, продемонстрировала способность кинематографа делать полноценные произведения, задачей которых является запечатление не реальности (или наших представлений о ней), а субъективных переживаний. Замечательным был и актерский ансамбль, в котором выделялись Вернер Краус (Калигари) и Конрад Вейдт (Чезаре). И все же самое выразительное в фильме – режиссура и монтаж, позволяющие развиваться мрачной истории в духе Эдгара По в завораживающем зрителя темпе. Из всех авангардистских течений начала века немецкий экспрессионизм, пожалуй, наиболее органично сочетался с кинематографом. Зародившись в Германии в период, когда возникла необходимость, с одной стороны, искажения реального облика вещей, с другой стороны, придания им некой социальной и психологической значимости, экспрессионизм, как движение, с одной стороны социальное, а с другой стороны художественное, естественно, был созвучен не только элитарным авангардистским поискам, но и настроениям массовой аудитории, и широко распространенным настроениям самих художников. Кроме того, экспрессионизм опирался, с точки зрения содержания своих произведений, на обширную могучую традицию немецкого романтизма. И если мы возьмем сюжеты картин этого толка, то романтические идеи, представления о раздвоении личностей, о зазеркальных двойниках, о разного рода крайностях, которые себе позволяло магическое мышление, в экспрессионизме преломлялись в духе самого что ни на есть крайнего визуального изобразительного авангардизма. Кроме немецкого романтизма у киноэкспрессионизма есть и очевидные изобразительные источники, связанные в первую очередь, даже не столько с живописью, сколько с графикой. Ибо киноэкспрессионизм - это своеобразная живопись на экране, живопись, построенная на искажении всех пропорций и пропорций всего мира в целом. Поэтому кажется, что все киноизображение прорисовано: декорации рисованные, перспектива искаженная, тоже прорисованная, и, что самое характерное, прорисованы лица. Грим накладывался таким образом, что рисовал совершенно искусственное лицо, почти не имеющее ничего общего с лицом актера, обладателя этого грима. Достаточно вспомнить Сомнамбулу-Чезаре из “Кабинета доктора Калигари” или Вернера Краусса - самого ужасающего доктора. В авангардистских течениях мы привыкли всегда на первый план ставить фигуру художника. Немецкий исследователь Зигфрид Кракауэр в своей знаменитой книге “От Калигари до Гитлера”, психологической истории немецкого кино с 1919 по 1933 год, он рассматривал экспрессионизм, как своеобразный симптом болезни немецкого общества в целом, психологического состояния нации в период между двумя войнами, в период, когда готовились психологические корни пришествия к власти фашизма.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер"