КОНЕЦ НАСИЛИЯ /END OF VIOLENCE/ США 1996; ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Вим Вендерс Композитор Рай Кудер
в ролях: Билл Пулман, Энди Макдауэлл, Габриэль Бирн, Лорен Дин
остросюжетная драма
В свое время Вендерс выпустил фотоальбом урбанистических ландшафтов. И эта его страсть если не опережает любовь к кино, то в значительной мере определяет содержание и форму его фильмов. Похоже, идеи фильмов появляются у Вендерса при разглядывании очередной архитектурной красивости - не может он допустить, чтобы она осталась незапечатленной на пленку и непоказанной всему миру. «Конец насилию», таким образом, обязан своим существованием сложнозакрученному хайвею где-то в Америке - там внизу, у его опор произошло загадочное преступление. Прихотливая и неспешно выстраиваемая интрига не терпит пересказа, и даже несколько слов способны навсегда сгубить первое зрительское впечатление. Здесь даже нет главного героя, а есть несколько персонажей, между действий которых сюжет балансирует, и определить более важного среди них - затруднительно. Правительство США разрабатывает новую секретную программу борьбы с преступностью, которая в какой-то момент сама становится проблемой. Это компьютеризированная система слежения (путь от «Робокопа» к «Шоу Трумана» - к реальности, подчиненной виртуальному диктату). Создатели программы сами сознают, что это выход лишь для борьбы с насилием в его привычных формах, но плохо, похоже, понимают, что их деятельность способствует зарождению новой ментальности, где насилие также видоизменяется. Один из героев - создатель кровожадных кинолент, свежайшая из которых носит название «Семена насилия». Такой акцент вполне типичен для Вендерса, это его вторая фенька - делать своих героев режиссерами, изобретателями каких-нибудь оптических приборов, у него постоянно в кадре объективы, экраны, мониторы, камеры... Сегодня насилие стало настолько повседневным, что способно быть даже смешным - какова сцена похищения и готовящейся расправы наемными убийцами. Сегодня даже полицейский понятие «насилие» формулирует очень нетрадиционно: «Страх, отсутствие любви, эмоциональная месть». И герой-продюсер как бы совершает путешествие от одной составляющей этой формулы к другой. Такой путь способен навести на определенные мысли и заставить сделать практические выводы. Режиссер, кстати, тех самых «Семян насилия», венгр, говорит внезапно: «Зачем я приехал в Америку? Мне нужно было остаться в Европе.» Режиссер «Конца насилию», немец, приехал туда, чтобы поставить твердый диагноз американской нравственной расплывчатости, диагноз стране, где, по выражению одного из героев: «Страх является главной статьей экспорта.»
Живопись Эдварда Хоппера издавна была для Вендерса источником иконографического вдохновения, с ее помощью он реконструировал ту воображаемую, мифологическую Америку, где происходит действие некоторых его фильмов. Цитирует он Хоппера, его знаменитое полотно, изображающее ночной бар, и в "Конце насилия". Однако сцена убийства из ревности в интерьере этого бара не составная часть "Конца насилия", а эпизод фильма, который снимает один из его героев. Хоппер, бывший органичной частью вендерсовской вселенной, здесь остраняется, вытесняется за рамки собственно вендерсовского фильма. Точно так же вставными аттракционами, фирменным знаком прежнего кинематографа Вендерса кажутся эпизоды с участием Сэмюела Фуллера и Удо Кира. Кумиры и друзья Вендерса -- чужие в новом прекрасном мире, контролируемом системами электронного шпионажа.