Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » СТРАХ ВРАТАРЯ ПЕРЕД 11-МЕТРОВЫМ

СТРАХ ВРАТАРЯ ПЕРЕД 11-МЕТРОВЫМ

Режиссер: Вендерс, Вим

 

СТРАХ ВРАТАРЯ ПЕРЕД ОДИННАДЦАТИМЕТРОВЫМ / Германия 1971 Die Angst des Tormanns Beim Elfmeter ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ

Режиссер: Вим Вендерс в ролях: Артур Браус, Эрика Плухар

экзистенциальная драма/триллер по повести Петера Хандке

Во время футбольного матча в Вене вратарь одной из команд Йозеф Блох пропускает мяч. Выясняя отношения с арбитром, он толкает судью и удаляется с поля. После игры Блох отправляется в город. Снимает номер в отеле. Знакомится с девушкой. Подвергается нападению воришек. Идет в кино. Снимает кассиршу кинотеатра. Наутро любовница начинает рассказывать о своем друге и при этом пытается соблазнить Блоха. В ответ он, как бы лаская, кладет ей руки на горло и душит.. Приступая к своему первому большому фильму, Вендерс не стал мудрствовать лукаво и обратился к повести своего друга – австрийского писателя Петера Хандке, чей Неоавангардизм в определенном смысле продолжал традиции «нового романа» Алена Роб-Грийе и его последователей. История Йозефа Блоха, в прошлом — известного вратаря, бредущего по «инерции жизни», как «посторонний», давала молодому режиссеру шанс проявить не только стилистику первоисточника (когда «вблизи видны лишь обрывки смысла, но стоит сделать пару шагов назад, и открывается завершенная панорама»), но и обнаружить собственные авторские пристрастия. По своей сути фильм Вендерса – это совершенно необычное соединение Хичкока и Антониони, триллера и драмы отчуждения, детективных приемов и псевдодокументального роуд-муви. Это противоборство стилистик постоянно подчеркивает амбивалентная музыка: с одной стороны — монотонная, с другой – постоянно усиливающая напряжение. Мы видим, как Блох буквально умирает от скуки, но вместе с тем испытываем ничем не обоснованное и все нарастающее внимание к его персоне. Здесь зритель так и не дождется никаких хитроумных поворотов сюжета, схваток с копами и запутывания следов. Хуже того: Блох будет крайне индифферентен к окружающему миру и с явным равнодушием прочтет очередное сообщение о продолжающемся расследовании. Драматические события, если и случатся, то не будут играть особой роли: камера великого Робби Мюллера (постоянного оператора Вендерса) непредвзято зафиксирует все детали, которые встретятся на пути героя, движущегося в неспешном, почти аутичном ритме. При этом Вендерс время от времени все же будет подсовывать ложные хичкоковские ходы — акцентированные наезды камеры на предметы, как выяснится, не имеющие никакого смысла. Также окажется обманчивым и вполне хичкоковское название (аналогия «Страх сцены»): никакого страха у Блоха нет и в помине. Даже пенальти здесь придется держать не ему, а другому голкиперу. Приступая к съемкам «Страха..», Вендерс все еще предполагал, что станет в будущем не режиссером, а кинокритиком. Поэтому и не боялся неудачи. Поэтому-то совершенно свободно делал то, что до него не делал никто. Например, продемонстрировал просто-таки железную «выдержку», оставив в фильме «проходные» (но для него-то как раз принципиальные) сцены. Так, в одном из эпизодов, в то время как герой «дрючит» музыкальный автомат, консьержка акцентировано бросает фразу: «Это оленьи рога», — но режиссер даже не подумает их показать. Нечто аналогичное происходит буквально в следующей сцене: бывшая подружка чистит овощи, Блох заглядывает ей в тарелку и, ехидно смеясь, произносит: «Без комментариев». И без разгадки для зрителя… Нельзя сказать, что первый совместный проект Вендерса и Хандке перевернул представления о природе кино, но уже в нем обозначилась творческая перспектива двух великих новаторов. Отныне угрюмые вендерсовские одиссеи, путешествующие без багажа (и потому похожие на бродяг), будут двигаться (без особой вроде бы цели) из фильма в фильм, лишь ненадолго останавливаясь в мотелях, барах или кинотеатрах.



Copyright © Kinopoint.ru