Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ГОЛЕМ

ГОЛЕМ

Режиссер: Вегенер, Пауль

 

ГОЛЕМ Der Golem, wie er in die Welt kam Германия 1920 1:31 ч/б, немой ТИТРЫ: РУССКИЕ и есть вар-т: ТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ

режиссеры: Пауль Вегенер, Карл Безе

в ролях: Пауль Вегенер, Альберт Штайнрюк, Лида Салмонова, Эрнст Дойч, Ханс Штурм, Отто Гебюр, Лотар Мютхель, Грета Шредер

фантастическая историч. драма-легенда/триллер/немецкий экспрессионизм

Переложение истории, родившейся в Пражском гетто в XVI веке. Ребе Леу для защиты еврейского народа, притесняемого Рудольфом Вторым, создает Голема (ожившую глиняную куклу, выполняющую приказы создателя), однако у его помощника Фамулюса есть другие планы на него. Фамулюс заставляет Голема совершать страшные преступления. В результате творение бунтует против своего создателя и убивает его. “Der Golem” не был экспрессионистским фильмом по содержанию, но в изобразительном плане его можно назвать прямым наследником “Кабинета д-ра Калигари”; Вегенер не стремился с археологической точностью воссоздать Прагу XVI века, - его целью было показать, как современное сознание может воспринять старинную легенду, вокруг которой с течением времени возник ореол мрачной таинственности. Мистические события должны были происходить в соответствующей обстановке, и Рокус Глиз создал странные, нереальные декорации, превратившие Прагу в запутанный лабиринт узких улочек и низких домов с изогнутыми заостренными крышами, оживающих благодаря сложной игре света и тени. Голем воспринимался не как чуждое человеческому миру существо, а как порождение самого таинственного города, словно только Прага могла дать жизнь такому противоречивому, но вместе с тем по-детски наивному созданию. Экспрессионистские приемы позволили кинематографистам то, что раньше давалось только художникам и писателям -

преодолеть сковывающие рамки реальности и изобразить индивидуальное познание мира, подобно тому, как это делали Майринк и Кубин: Прага в “Der Golem” предстала полной глубоких и неоднозначных символов, не местом, но эмоциональным ощущением; зритель волей-неволей ассоциировал себя с Големом, так как причудливый мир древнего города казался ему таким же непривычным, но в то же время знакомым, как и мистическому великану. (Роман Мейринка основан на той же легенде о Големе. Но фильм не является экранизацией романа.) Кинематографическая Прага была создана и зажила своей жизнью, став не менее живой и реальной, чем Прага настоящая. Экспрессионизм в это время проявляется практически во всех видах искусства, причем весьма самобытно в каждом конкретном случае. В кинематографии экспрессионисты заявили о предельно субъективном взгляде на реальность. Чтобы подчеркнуть всю новизну нового подхода, они обращаются к изображению болезненно-восприимчивого, иногда даже безумного сознания, что превращает мир внутри кадра в пугающий хаос линий и форм. Повествование могло предстать в виде бреда безумца. Кадром правили изломанные линии, густые тени и яркие пятна света без какого бы то ни было источника. Сздавая свою картину, Вегенер чутко отреагировал на новые веяния. Однако непознаваемая природа таланта нередко ставит нас в тупик: когда к власти в Германии пришли нацисты, Вегенер принял новый режим и посвятил себя съемкам агитфильмов.



Copyright © Kinopoint.ru