ВОСТОК-ЗАПАД Est - Ouest Россия - Франция 1999 2:01 АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер Режи Варнье
В ролях: Сандрин Боннэр, Олег Меньшиков, Сергей Бодров-мл., Татьяна Догилева, Катрин Денев, Богдан Ступка, Меглена Карламова, Франсуа Карон, Валентин Ганев, Рубен Тапьеро, Григорий Мануков, Атанас Атанасов, Таня Массалитинова, Николай Винев, Рене Фере, Даниэль Мартин, Юбер Сен-Макари, Жорис Казанова, Жоэль Шапрон, Мария Верди, Иван Савов, Александр Столярчук, Эруан Байно
лирико-эпическая остросюжетная ретро-драма
Участник МКФ в Локарно и Торонто; номинация на “Оскар” - “Лучший иностранный фильм”
1946 год. Советское правительство приглашает всех французских эмигрантов вернуться на Родину. Они верят ему, они любят Россию и мечтают попасть на ее землю, поэтому с радостью соглашаются и на красивом теплоходе едут домой. Среди них – доктор Алексей Головин (Олег Меньшиков) с женой-француженкой Мари (Сандрин Боннэр) и сыном. Но советские власти не собираются прощать сбежавших когда-то россиян: сразу по приезде их отправляют в лагеря. Головину же предлагают сделку – и ради семьи он идет на условия КГБ. Поэтому они и попадают не в лагерь, а в киевскую коммуналку – и это еще большое везение, как понимает Алексей. Но для Мари жизнь в России оборачивается сущим кошмаром. Она пытается вернуться назад во Францию – но назад уже нет дороги. И Мари начинает долгую и упорную борьбу за свободу и право жить там, где хочет. Сначала вместе с юным соседом по коммуналке Сашей (Сергей Бодров-мл.), лучшим пловцом советской сборной, Мари пытается передать письма домой и даже устраивает Саше побег из СССР. Она обращается за помощью к французской актрисе Габриэль (Катрин Денев), гастролирующей по Советскому Союзу, которая в инстинктивном порыве помочь становится для Мари ангелом-хранителем. На протяжении долгих лет Мари борется с советской системой за право быть человеком, - и получает, наконец, долгожданный выезд во Францию – ценой разлуки с людьми, которых любит.
Качественная режиссура, качественный сценарий, устраивающий как западную публику, так и российского зрителя, подуставшего от чернушного изображения сталинских времен. Учитывая, что сценарий писали не только французы Режис Варнье и Луи Гардель, но и отечественные монстры Рустам Ибрагимбеков и Сергей Бодров, в картине отсутствуют недочеты, характерные для всех западных фильмов о России или СССР. Коммунальный быть показан убедительно и без ужасающих излишеств, продвижение Головина по службе вполне реально, участие КГБ в делах мирных граждан происходит в разумных пределах. Отсутствие раздражения, удивление и даже принятие происходящего на экране – так можно определить ощущение от «Востока-Запада». Варнье намеренно опускает излишние детали советской жизни, которую хлебнули приезжие французы: требование КГБ Головину, рабочие будни, улицы, магазины, лагерные ужасы – в таких подробных тонкостях западный зритель может запутаться, а наш, чего доброго, и углядит в них какие-нибудь ляпсусы. Вычленена лишь судьба конкретной семьи, французской женщины, которая попадает в непонятный для нее мир и пытается выбраться из него любыми способами.
Актерский ансамбль - Меньшиков, Денев, Боннэр, Догилева, Бодров, Ступка – играет великолепно и точно, без ненужного надрыва и заламывания рук. Меньшиков здесь в своей стихии: герой-жертва – любви, обстоятельств, обманутых ожиданий. Он вынужден молча страдать во спасение семьи, не имея возможности сказать Мари, что тайно помогает ей в попытках вырваться из советского плена. Бодров в роли задумчивого спортсмена-сироты естественно наивен и невинен, спокоен и, главное, совсем не напоминает Данилу Багрова из «Брата», чего можно было ждать от непрофессионального актера. Катрин Денев появляется на экране всего несколько раз, но ей достаточно и этого времени, чтобы передать нам импульсивность своей героини. Хороша Татьяна Догилева в роли соседки-сооблазнительницы: нервная стервозная дамочка, стукачка и ревнивица – интересно наблюдать за игрой актрисы, не боящейся выглядеть некрасивой и обманутой. И замечательна Сандрин Боннэр, любящая и непримиримая жена Мари: она эмоциональна, искренна, упорна и сильна духом – и в какой-то момент своей живостью и нервом Боннэр даже переигрывает мастодонта Меньшикова с его великолепно заученным французским языком.
И все же нельзя не отметить, что, не будь режиссер «Востока-Запада» французом, собравшим интернациональный актерский состав, фильм в России не вызвал бы такого резонанса. Мы устали от эксплуатирования нашего прошлого – страшного и прекрасного одновременно, как и любое прошлое. Существует множество фильмов о сталинском терроре. Поэтому Варнье не сказал ничего нового – просто показал, «как это было». Он хотел рассказать «об удивительной человеческой способности выжить, приспособиться и выстоять», и выбрал для этого историю нашей страны. Это его право, и надо признать, что он сделал достойную картину. Свидетельство тому – старики, утирающие слезы после сеанса.