ЧЕЛОВЕК ИЗ МРАМОРА ПНР. 1976. 165 мин. АУДИО: ПОЛЬСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ/НЕМЕЦКИЕ/ИТАЛЬЯНСКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ/ИСПАНСКИЕ
Режиссёр Анджей Вайда
В ролях: Ежи Радзивилович, Кристина Янда, Тадеуш Ломницкий, Яцек Ломницкий, Михал Тарковский, Пётр Чесьляк, Веслав Вуйчик, Кристина Захватович, Магда Тереза Вуйчик, Богуслав Собчук
драма с элем. социально-политического триллера
Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне-1978, Главная премия и приз за мужскую роль на МКФ в Белграде -1979, специальная премия на МКФ в Картахене-1980, 9-е место по опросу «Самые лучшие польские фильмы ХХ века», проведённому польским еженедельником «Политика» в 1998 г.
Прошло целых 12 лет, прежде чем Анджей Вайда всё-таки добился разрешения на постановку «самого крамольного произведения» польского кино. Причём к трагической истории Матеуша Биркута (Е.Радзивилович), каменщика-стахановца сталинских времён, работавшего на строительстве комбината в Новой Гуте, была добавлена современная линия: молодая тележурналистка Агнешка (К.Янда), делая свою дипломную работу, не только разыскивает кинохронику 1952 года, где запечатлён трудовой подвиг Биркута, но и пытается выяснить дальнейшую судьбу ударника-строителя. Оказывается, и рекорд по укладке кирпича был инсценирован, и сам молодой рабочий превратился в показного героя, ездящего по другим стройкам и демонстрирующего перед кинокамерами свои «достижения», пока кто-то не подложил ему раскалённые кирпичи. Биркут с ожогами рук был вынужден уйти на профсоюзную работу, где даже смог завоевать доверие людей. Однако проявившаяся у него принципиальность в отстаивании чужих интересов привела в итоге Матеуша к аресту и тюремному заключению, хотя и после реабилитации в 1956 году Биркут не желал мириться с несправедливостью, чем продолжал навлекать на себя новые беды.
Но последняя часть жизни этого персонажа дана лишь намёками, понятными только тем, кто хорошо знает тогда ещё утаиваемую историю социалистической Польши периода правления Владислава Гомулки, который подал в отставку в декабре 1970 года после подавления стачек рабочих на судоверфи в Гданьске, где как раз и мог погибнуть бывший «человек из мрамора», воплощённый в образе пафосной мраморной статуи в момент установления своих фальшивых рекордов. А дипломная работа тележурналистки Агнешки так и остаётся незаконченной, своеобразной «поэмой без героя» (этим фильм напоминает 2Все на продажу”, также фильм-расследование об отсутствующем герое), который исчез в перипетиях общественных сломов уже в постсталинскую эпоху. «Человек из мрамора» - яркий пример проявления «морального непокоя». Он свидетельствовал не только о столкновении человека-индивидуума с безличной системой подавления, но и о настойчивом противостоянии всё извратившему обществу тех избранных людей, которые искренне преданны своей идее и уже поэтому представляются идеалистами. К тому же с редкостной остротой была поставлена проблема взаимоотношений художника и власти, любого проявления истинно творческого человека и нивелирующего принципа существования в государстве «равных», не терпящих тех, кто смеет выделяться из общего ранжира.
И вынужденное многоточие в финале ленты нашло своеобразное продолжение в реальных событиях, последовавших спустя всего лишь четыре года, когда новые забастовки на балтийском побережье привели к созданию «Солидарности», о чём уже поведал «Человек из железа».
Во всех своих важных фильмах Вайда показывал единоборство человека с историей и укладом. История (политика, строй, традиции общежития) подчиняет себе личность, не считаясь с ее индивидуальностью и запросами. "человек из мрамора" - Биркут, передовик социалистического строительства, ясные глаза, чистая совесть (через год после "Человека из мрамора" артист Ежи Радзивилович сыграл у Вайды в театре князя Мышкина). Но едва Биркут постигает механизм этого "строительства", он отказывается в нем участвовать, а потом и вовсе исчезает, забытый всеми, не оставивший по себе ничего, кроме чудовищной орясины из мрамора. Острота вайдовских коллизий удваивается еще и тем фундаментальным обстоятельством, что он поляк, гражданин страны, которой выпало оказаться полигоном бурных европейских событий ХХ века.