ЗЕЛИГ (Zeiig) США, 1983, 79 мин. ч/б АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен, Миа Фэрроу, Гэррет Браун, Стефани Фэрроу, Уилл Холт, Сол Ломита.
философско-сатирическая фантазийная комедия/ утопия”/стилизация под докум. ретро-”репортаж”
Эта лента - триумф кинематографического мастерства В.Аллена. Заурядный, «одномерный» Леонард Зелиг (В.Аллен) становится самой знаменитой персоной в конце 20-х годов. Он обнаруживает уникальную способность физически и духовно перевоплощаться в любого из людей — толстяка, китайца, негра, Ф. Скотта Фитцджеральда, Чарли Чаплина или в Гитлера. Человек-хамелеон сам по себе никого не интересует, но все восхищаются его умением непредсказуемо меняться, подделываясь под кого угодно. Эта история для Вуди Аллена — лишь повод для создания едкой сатиры на массовое сознание, процесс манипуляции отдельным индивидом в обществе. Картина клеймит конформизм и мимикрию, которые позволили в 20 веке, в эпоху научно-технической революции и немыслимого ранее прогресса, прийти к власти многим диктаторам, превратившим народы в послушную, нерассуждающую, «хамелеоновскую» толпу. Фильм Аллена — философская антиутопия, опрокинутая в прошлое, или своеобразный антиэпос. Его собственный «Двадцатый век» — повествование, в сущности, не о времени, которое может быть выражено в частных судьбах героев. Речь идет о «человеке с миллионами лиц», который бесконечно тиражирует себя в разных обличьях, является своего рода mass media, безостановочно воспроизводящей, запечатлевающей само время. Не случайно режиссер использует старую хронику, потрясающе, умонепостижимо внедряя своего героя в когда-то законсервированную на пленке эпоху, словно документируя выдуманную жизнь никогда не существовавшего персонажа (заметьте, что это было сделано задолго до открытия соотв. компьютерных трюков в кино). Вымысел и реальность меняются местами, создавая ощущение, что заснятое прошлое — фикция по сравнению с метаморфозами Зелига, будто «чужака», засланного в минувшее. Вуди Аллену и его оператору Гордону Уиллису удалось в своей черно-белой ленте создать превосхордную стилизацию, почти полную идентификацию с давними фильмами.