БАРХАТНАЯ ЗОЛОТАЯ ЖИЛА The Velvet Goldmine MСША, 1998, 124 мин. ОЦИФРОВКА АУДИО :РУССКИЙ режиссер Тодд Хейнс
В ролях: Юэн МакГрегор, Джонатан Рис-Майерс, Кристиан Бэйл, Тони Коллетт, Эдди Иззард
ретро-драма (1970-е) о глэм-роке с исп. мотивов реальных событий
Приз МКФ в Канне-1998 за художественный вклад Тодду Хейнсу; Приз Британской киноакадемии BAFTA лучшему художнику по костюмам Сэнди Пауэлл (1999); Премия Independent Spirit (1999) за лучшую операторскую работу.
1984 год. Молодой музыкальный журналист Артур Стюарт (К.Бэйл) готовит материал к десятилетию гибели Бернарда Слэйда (Рис-Майерс), застреленного прямо на сцене идола глэм-рока. Во время рискованного путешествия в прошлое Стюарта ждут сенсационные находки и определение собственной сексуальности – его любовником становится другая рок-звезда, соратник Слэйда Курт Вайлд (МакГрегор). Ослепительный, феерический фильм Хейнса переполнен остроумными культурными ассоциациями. В прологе оживает сказка Оскара Уайльда. Его Звездный Мальчик передает эстафетный волшебный камень инопланетянам рок-н-ролла – прототипом Слэйда стал Дэвид Боуи, а Курт Вайлд списан с Игги Попа; в одной из ударных сцен Юэн МакГрегор повторяет оголтелый сценический стриптиз дикого музыканта. Боуи не разрешил использовать свои композиции, и группа Shudder to Think написала для фильма прекрасные стилизации под глэм-рок. Лучшие же песни Лу Рида, Брайана Ино и Брайана Ферри перепевает сколоченный специально для съемок бэнд Venus In Furs, вокалистами в котором выступили Том Йорк из Radiohead и оказавшийся отличным певцом Джонатан Рис-Майерс. Параллели, порожденные Хейнсом, можно множить до бесконечности – огромное значение в мифологии независимых имеет даже слово «velvet». Великая группа Лу Рида называлась «The Velvet Underground». А название Venus In Furs, то есть «Венера в мехах», отсылает к одноименному шедевру Лу Рида, от первого до последнего аккорда звучащему в фильме Гаса Ван Сента «Последние дни», соединяющем нью-йорскую бархатную революцию 60-х с эпохой гранджа.
“-Потрясающий Хейнс!.. Блестяще переосмысляет эпоху глэм-рока 70-х как смелый новый мир зажигательной театральности и сексуальных возможностей, позволяющий дойти до грани, где становятся почти неразличимы персонажи психоделических картин. - Из дикой фантасмагории в духе Кена Рассела, какой предстает перед нами «Бархатная золотая жила», вырастают несколько основных героев, сгруппированных вокруг напоминающего Боуи Брайана Слейда. Это завораживающе красивое и изворотливое существо в исполнении Джонатана Рис-Майерса - основная провокация и мистический центр фильма. Как всегда великолепный Хейнс окружает Слейда невысказанными вслух вопросами об искусстве и вдохновении, правде и честности, страсти и угнетенности.” ( NEW YORK TIMES). - Фильм полон музыки, отличная работа постановщика и актеров. Веяния времени - крашеные волосы, экзотический макияж, блестящие костюмы, туфли и сапоги на платформе, величественные позы, сексуальный вызов и нехитрые спецэффекты - образуют насыщенную, яркую декорацию. - Музыкантам и фанатам глэм-рока предстоит оценить, как удалось передать атмосферу того времени с помощью сочетания песен ретро и новых композиций. При первом просмотре музыка производит сильное и убедительное впечатление.” Тодд Маккарти / Todd McCarthy, VARIETY.