МНЕНИЯ СТОРОН /TAKING SIDES/ Великобритания - Франция - Германия - Австрия 2001 108 мин. АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ
Режиссер: Иштван Сабо
В ролях: Харви Кейтель, Мориц Бляйбтрой, Стеллан Скарсгаард, Олег Табаков, Биргит Минихмайр, Ульрих Тукур, Ханнс Зишлер, Армин Роде, Р. Ли Эрми, Аугуст Зирнер, Дэниэл Уайт
драма на реальных событиях по пьесе Рональда Харвуда
Вильгельм Фюртвенглер (Скарсгаард) был одним из выдающихся дирижеров XX века, величайшим интерпретатором Бетховена. Так вышло, что расцвет его творческих сил пришелся на период фашизма: в 1938-м он возглавил Берлинский симфонический оркестр, играл на торжественных сборищах нацистов, а траурное адажио в исполнении его оркестра передавали по немецкому радио после известия о том, что Гитлер наложил на себя руки. В разгар нюрнбергского процесса американский майор Арнольд (Кейтель), вооружившись фотографией, где Геринг и Фюртвенглер обмениваются горячим рукопожатием, собирается устроить образцово-показательный процесс, а советский полковник Дымшиц (Табаков) пытается замять дело, чтобы заполучить прославленного немца на сцену Большого. Арнольду дана негласная установка - доказать вину уникального музыканта, используя все доступные ему методы. На допросах выясняется, что Фуртвэнглер спасал евреев, не лез в политику и бережно хранил музыкальное наследие страны. Для немцев он - бог, для Стива Арнольда - лживый, изворотливый нацист. Один росчерк пера безжалостного следователя - и судьба гения будет решена. Чья сторона победит в этом споре?
С искусством, которое напрямую задает вопросы, казалось, распрощались (не та эпоха!), а оно возьми да и вернись. И возвращают его время от времени художники, умеющие работать в искусстве совсем иного толка — они это не раз блистательно доказывали, — где тенденция (если она есть) растворена в богатстве смыслов, где авторы всматриваются в многосложный человеческий мир, в разнообразные его конфликты, не вставая априорно ни на чью сторону, а лишь сопереживая и задумываясь. Таков Иштван Сабо, мировая знаменитость. И вместе с тем он истинно восточноевропейский режиссер, с напряженно личностным переживанием политической истории. Когда он обратился к подмосткам истории и принялся рассматривать в театральный бинокль попавшего в ее жернова типологического «маленького человека», на минутку возомнившего себя большим, — проявлял себя как социальный романтик: вычитывал в каждой трагической судьбе нравственный (он же историко-политический) урок и оформлял его в вопрос. Как в «Мефистофеле» — финальной репликой протагониста: «Что им от меня надо? Я только актер». Свою сквозную тему сабо перевел здесь в другой регистр, усложнил.
Впрочем, главный герой «Мнений сторон» отнюдь не Фуртвенглер, а американский офицер, майор Стив Арнолд (Харви Кейтель), уполномоченный провести чистку в рядах немецкой интеллигенции. Фуртвенглер — самая крупная дичь в его силках, которую он уж ни за что не упустит. Была б его воля, он устроил бы второй Нюрнбергский процесс, посадив на скамью подсудимых «этого дирижеришку» и иже с ним. На беседах-допросах он стремится загнать в угол, псхологически сломать, как хрупкую дирижерскую палочку, сидящего перед ним музыкального гения, который пытается сохранить достоинство, хотя и раздавлен открывающейся правдой. Как ни содержательна и ни поучительна духовная драма Фуртвенглера, неизбежно запачкавшего руки сотрудничеством с военными преступниками, фильм не о нем, а о нас, последующих поколениях, которым меняющиеся эпохи то и дело подсовывают, понятно, роль исторических судей. Одержимый благородным гневом и идеей возмездия в побежденной Германии, американец Стив — лишь проекция распространенного, увы, поныне публицистического романтизма, знающего в истории только два цвета и не желающего принимать в расчет многосложную человеческую реальность. Однако мир взрослеет. Шестидесятник Иштван Сабо сам был до некоторой степени историческим судьей, когда в начале 80-х с подачи немецкого писателя Клауса Манна вынес приговор так же сотрудничавшему с нацистами актеру Хендрику Хёфгену, герою фильма «Мефистофель» (за которым, как известно, тоже стоял реальный персонаж). Но тот этап осмысления прошлого пройден. «Мнения сторон», изживая исторический романтизм, явно оппонируют восьмидесятническому «Мефистофелю» - в соответствии с новым опытом посткоммунистической Европы.