Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

Режиссер: Александров, Григорий

Актеры: Л. Орлова, Е. Самойлов, О. Абдулов, Р. Зеленая

 

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ СССР 1940, 101 мин. ч/б МОСФИЛЬМ ОЦИФРОВКА

реж.: Григорий Александров.

Композитор: Исаак Дунаевский. Тексты песен: А. д'Актиль, Михаил Вольпин.

В ролях: Любовь Орлова, Евгений Самойлов, Елена Тяпкина, Владимир Володин, Осип Абдулов, Николай Коновалов, Анастасия Зуева, Рина Зеленая, Павел Оленев, Вера Алтайская, Ф. Селезнев, В. Житкова, Н. Федосюк, А. Терехина.

музыкальная героическая комедия

Фильм Г. Александрова — отклик на организованное государством во второй половине 1930-х годов стахановское движение в СССР. Пьеса В. Ардова с симптоматичным названием «Золушка» обернулась на экране музыкальной героической комедией-сказкой о необыкновенных для трудового человека возможностях в стране Советов, что нашло отражение в новом названии предложенном товарищем Сталиным, — «Светлый путь».

Новая героиня Любови Орловой проделывает гораздо более блистательный путь, нежели ее предшественница из «Веселых ребят», хотя обе начинают в буквальном смысле от печки. Таня Морозова волшебным образом из домработницы вырастает в известную стахановку, а затем и в инженера текстильной фабрики. И, как в сказке же, получает своего принца в виде первого красавца тогдашнего кино — артиста Евгения Самойлова, сыгравшего здесь роль Алексея Николаевича Лебедева. Наконец, и самая высокая награда — она избирается депутатом Верховного Совета.

В чем же комедийность происходящего? Собственно комедийной интриги нет, но есть утопический оптимизм сказки, свойственный, по сути, почти всем картинам Александрова и в большей степени присущий советскому кино 1930-х годов. Не случайно киноведы именовали такого рода произведения Александрова «жизнеутверждающими комедиями», оптимистический пафос которых связан с ощущением радости и торжества по поводу успехов советского человека на пути его исторического становления. Это главное. Плюс бодрая искрящаяся музыка, отдельные комические трюки и легкие эстрадно-цирковые номера. В итоге жизнерадостность и праздничность.

Фильм разрабатывает традиционный сказочный сюжет, весьма употребимый, кстати говоря, в американском кино, которому всю свою творческую жизнь Александров следовал и с которым в то же время спорил. Но это вовсе не означало, что сказочность в картине «Светлый путь» противостоит некой суровой прозаической действительности. Напротив, кинолента утверждала волшебство, чудесность самой советской реальности, а фильм, с этой точки зрения, становился как бы зеркалом, отражающим чудеса, по утверждению официальной идеологии, органично присущие советскому образу жизни.

Кто же этот волшебник, который помогает простым советским домработницам из золушек превращаться в передовых людей страны, стахановок и народных избранниц? В фильме это, конечно, секретарь парткома Мария Сергеевна (артистка Е. Тяпкина), сыгравшая главную роль в росте и формировании Тани. Но и сама Таня Морозова борется с пережитками прошлого в себе. Главным образом, с неграмотностью, отчужденностью от жизни больших производственных коллективов, порождающей неуверенность в себе. В Советской стране человек сам кузнец своего счастья!



Copyright © Kinopoint.ru