Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » Я К ВАМ ЛЕЧУ ВОСПОМИНАНЬЕМ…

Я К ВАМ ЛЕЧУ ВОСПОМИНАНЬЕМ…

Режиссер: А.Хржановский

 

"Я К ВАМ ЛЕЧУ ВОСПОМИНАНЬЕМ..." СССР, Союзмультфильм, 1977 0:30 ОЦИФРОВКА ТВ

Режиссер: Андрей Хржановский

художник-мультипликатор: Юрий Норштейн Композитор Альфред Шнитке

Роли озвучивают: Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский

анимационный Фильм-эссе (рисованный, перекладки) по рисункам, рукописям, стихам и письмам Александра Сергеевича Пушкина

1986: Гос. премия РСФСР им. Крупской

В этом фильме классик российской анимации А.Хржановский шагнул в реку пушкинской поэзии. Во вдохновенно и точно подобранных под закадровые стихи и тексты инсталляциях из дождя рукописных строк, его анимированных (порой очень остроумно) рисунков, тонких шей, женских профилей, летящих с пушкинских рукописей, возникает особый ток. ' Но так и остается тайной, как поэзия прорастает анимацией, как рифма, графический штрих гения перевоплощаются в пластический экранный образ? Хржановский первым занялся этим в высшей степени художественным переводом.

А.Хржановский: - Поэзия – максимально концентрированное образное мышление, вобравшее в себя высшие творческие достижения, выраженные в слове. В этом смысле органична параллель поэзии и анимации. .. Возник образ пушкинских рисунков, именно в движении. Пушкин почти не рисовал иллюстраций, Их считанное число среди 2 тысяч рисунков. Вскрытию глубинных связей и была посвящена работа. Старался проследить их в развитии, ибо пушкинские графические образы имеют продление и в жизни, и в поэзии. .. Режиссер ищет в построении киноязыка пластический эквивалент. Он всегда «экранизирует», даже собственный сценарий. .. основанное на отдельных находках ощущение принципиального соответствия все-таки было. Вот вы разглядываете пейзаж. В кино он должен жить во времени. Каким-то образом сгруппированные и объединенные одной атмосферой пушкинские пейзажи создают уже некий сюжет. Таков фрагмент с дождем в Михайловском. И то, что делал Юрий Норштейн в фильме как художник-мультипликатор, безусловно места «совпадения». После точно найденной пластической интонации эпизода в «Я к вам лечу воспоминаньем» — «Разговор с императором», я специально на Юру, как на актера-аниматора, писал сценарий. .. У нас был конкретный персонаж — Александр Сергеевич, явленный в собственных автопортретах. И столько часов, дней, недель мы с Норштейном проговаривали «тему»! Вместе ездили в Михайловское, Болдино, где снимались натурные планы. В этих поездках, долгих разговорах уточнялись образы фильма. Мне кажется, верным по настроению оказался эпизод «Мазурка», снятый Эллой Авакян. Танец длится на экране не более полминуты. Мазурку с разными партнершами танцует Пушкин. В композиции участвуют примерно полтора десятка пушкинских автопортретов, разных по характеру, возрасту, настроению. И пушкинский монолог за кадром, составленный из писем, стихов, пометок, производит впечатление непосредственности, подобающих мазурке азарта и блеска. Кусок этот очень нравился Норштейну. Когда он снимал в павильоне свои сцены, часто заходил в монтажную. Подбирался как-то боком и, помедлив, говорил: «Ну ладно, покажи мазурку». Нужна была вдохновляющая эмоция.

..Концепция заключалась в том, что в эпоху Пушкина жизнь и творчество находились в теснейшем взаимодействии. Почему в сочинениях Пушкина большое количество совпадений жизненных реалий и образов творчества: графического, поэтического? Читаете, скажем, описание дуэли Онегина и думаете: боже мой, но это же автобиографическая экстраполяция!

Главная особенность режиссера Хржановского: желание рассказать о том, что непосредственно его волновало и трогало, неизменно соединялось со стремлением включить мультипликацию, конкретный мультфильм в общий контекст мировой культуры, вводя в фильм ее достижения. Другими словами – он естественно мыслил музыкальными фразами и живописными образами, литературными фрагментами, а дальше – проблема зрителя: способен ли он к общению на этом уровне, улавливает ли намек. Считающийся, хотя это и не совсем так, «нерисующим режиссером», Андрей Хржановский не только любит и прекрасно знает изобразительное искусство, – но и много лет ищет способ заставить неподвижный рисунок сорваться с листа бумаги и зажить собственной жизнью.



Copyright © Kinopoint.ru