ЯН ШВАНКМАЙЕР. КОРОТКИЕ ФИЛЬМЫ Чехия разные годы Svankmajer. Volume 1, 2 2:20 без слов
кукольная и пластилиновая анимация, комбинир. с натурой/аванг./гротеск
Часть 1. Dimensiones of dialogue, The Flat Virile games, Down To The Cellar, The Last Trick
Часть 2. The Death Of Stalinism In Bohemia, Leonardo's Diary, The Ossuary, Jabberwocky Punch And Judy, Johann Sebastian Bach
Ян Шванкмайер уже почти полвека разбирает на запчасти массовую культуру, и в этой совсем не механической работе не знает себе равных. Инженерия сна, пропущенная через игольное ушко цивилизации, рождает взыскательных чудовищ. Поэт, нонконформист и философ Шванкмайер рисует планету вещей, где предметы жадно обживают мир человека. Вещный мир скалозуб и розовощек, как младенец со вставной челюстью, которого вскармливают не грудным молоком, а свежим мясом. Не случайно полено, выращенное Шванкмайером в одноименном фильме - прожорливый итог его творческих поисков, - было столь ненасытным. Вообще любой культ, как атрибут цивилизации, вызывает у художника размашистую ярость. Вслед за культом еды Шванкмайер развенчивает и культ личности, правда, куда менее двусмысленно и изящно ("Смерть сталинизма в Богемии"). Кафкианское отчуждение свойственно всем очеловеченным персонажам Шванкмайера. Люди в его мире выполняют функции теней в царстве Аида - эта механика одушевленных туш кочует из новеллы в новеллу, раздуваясь в огромную метафору конца света, наступающего мгновенно без суда и следствия. И вместе с тем есть в ужасах Шванкмайера что-то инфантильное - как в детском фольклоре про черную-черную комнату.