ИГРА С КАМНЯМИ Чехия 1965-1992 общий хронометраж – 50 мин. озвучание – нет (в фильмах нет человеческой речи)
режиссер Ян Шванкмайер
коллекция короткометражек: кукольная и пластилиновая анимация, комбинир. с натурой
Мясная любовь. Заставка для MTV (Meat Love, 1989, 1 мин)
Другая сторона любви. Клип Хью Корнуэлла (Another kind of Love, 1988, 3 мин.)
Флора. Заставка для MTV (Flora, 1989, 1 мин.)
Игра с камнями (A game with stones, 1965, 8 мин.)
Пикник с Вайсманом (Picnic with Weissman, 1968, 13 мин.)
Еда (Food, 1992, 14 мин.)
Смерть сталинизма в Богемии (Death of the Stalinism in Bohemia, 1990, 10 мин.)
Семь короткометражек разных лет – документальные фрагменты поисков философского камня, затеянные пражским алхимиком кино в середине 60-х. Правда, до начала нулевых он добрался с нулевым результатом, но мрачному сказочнику и мизантропу, окидывающему мир безучастными глазами вещей, положительный результат ни к чему. Ян Шванкмайер уже почти полвека разбирает на запчасти массовую культуру, и в этой совсем не механической работе не знает себе равных. Инженерия сна, пропущенная через игольное ушко цивилизации, рождает взыскательных чудовищ. Поэт, нонконформист и философ Шванкмайер рисует планету вещей, где предметы жадно обживают мир человека. Вещный мир скалозуб и розовощек, как младенец со вставной челюстью, которого вскармливают не грудным молоком, а свежим мясом. Не случайно полено, выращенное Шванкмайером в одноименном фильме – прожорливый итог его творческих поисков, – было столь ненасытным. Шванкмайер давно ополчился на культ еды и с завидной регулярностью меняет местами пищу и принимающий ее организм – то куски мяса, охваченные любовным настроением, пускаются в пляс («Мясная любовь»), то человеки превращаются в машину для производства хот-догов («Еда»). Вообще любой культ, как атрибут цивилизации, вызывает у художника размашистую ярость. Вслед за культом еды Шванкмайер развенчивает и культ личности, правда, куда менее двусмысленно и изящно («Смерть сталинизма в Богемии»). Но не все человеческое чуждо Шванкмайеру – анимационный ролик к песне бывшего вокалиста The Stranglers Хью Корнуэлла «Другая сторона любви», выполненный Шванкмайером на заказ, уводит влюбленных в параллельный мир, счастливый, потому что далекий от благ цивилизации. Кафкианское отчуждение свойственно всем очеловеченным персонажам Шванкмайера. Люди в его мире выполняют функции теней в царстве Аида – эта механика одушевленных туш кочует из новеллы в новеллу, раздуваясь в огромную метафору конца света, наступающего мгновенно без суда и следствия. Злокачественная опухоль появляется и растет под воздействием рентгена, которым Шванкмайер высвечивает самые невинные привычки – завтрак или пикник в любую секунду грозят обернуться апокалипсисом («Пикник с Вайсманом», «Еда»). И вместе с тем есть в ужасах Шванкмайера что-то инфантильное – как в детском фольклоре про черную-черную комнату.