КОРОЛЕВСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ - КРЫЛЬЯ ХОННЕАМИЗ
ROYAL SPACE FORCE: THE WINGS OF HONNEAMISE
Япония, производство студии GAINAX, полнометражный фильм, 1987 г., 119 мин.
Аудио: ЯПОНСКИЙ/РУССКИЙ СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД; Субтитры: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ
режиссер, автор сценария и автор оригинала Хироюки Ямага
композитор Рюичи Сакамото
аниме/драма-трагикомедия-фантастика-приключения
В фильмотеке студии “Гайнакс” трудно найти более важное произведение, чем “Крылья Хоннеамиз”, созданные в 1987 году. Именно с этого фильма началась история студии, ее успехи и прорывы на анимационном поприще. До “Крыльев” сотрудники будущего “Гайнакса” мастерили фильмы в различных компаниях: работали с “Тацуноко” над оригинальным “Макроссом”, со студией “Гибли” над их первым фильмом “Навсикая из Долины Ветров”, создавали свои короткометражки для фестивалей, однако ничего существенного в их деятельности не происходило. Именно “Крылья Хоннеамиз” открыли Ямаге, Анно и их товарищам дорогу в будущее.
Сейчас, когда студии уже больше 15 лет, можно смело говорить, что “Крылья” так и остались главным фильмом “Гайнакса”, своеобразной козырной картой. Не менее важен и тот факт, что это произведение - единственный полнометражный фильм, который когда-либо создавался в недрах “Гайнакса”, если не считать сиквельных “Евангелионов” и “Надю”, но то были фильмы не самостоятельные и в большей степени базировались на успехе своих сериальных корней, являлись этаким коммерческим сплавом.
Конец 80-х - это не только начало второй эпохи аниме, но и кульминация развития японской научной фантастики. Количество кружков, фестивалей и клубов, основывающихся на научно-фантастической литературе и идеях, било в то время все рекорды. На сцене появлялись и пышно расцветали десятки новых фильмов, серий, манга-историй: от уже эталонного “ГАНДАМА”, до недавно появившегося “Макросса”, от ретрофантастических сказок Лэйдзи Мацумото, до развязных приключений Буйти Тэрасавы. Ямага и Анно, тогда еще молодые и полные энергии, не только понимали, что к чему, но и знали, как этим пониманием воспользоваться, своими “Крыльями” они влились в научно-фантастический поток, стали его ярчайшей звездой, ознаменовавшей апогей развития этого жанра в 80-е годы.
Первое и главное, что бросается в глаза при просмотре “Хоннеамиза”, - это, конечно же, безумная отдача авторов прорисовке и детализации картины. Оба эти атрибута несут в фильме первостепенную важность, оттесняя не только сам сюжет, но и общую фабулу.
Огромная сумма, выделенная “Бандай” на производство, не растаяла в тумане, качество анимации и рисовки оказалось на поистине великолепном уровне. В 80-е с “Крыльями” могли тягаться, наверное, лишь картины Миядзаки да впоследствии вышедший отомовский “Акира”. Но даже прорисовка и анимация играет менее важную роль, чем детализация картины. То количество разных маленьких деталей, которые были выдуманы и вмонтированы в фильм, вне всяких сомнений, потрясает. С нуля придуманный мир, в той или иной степени высмеивающий нашу современность, языки, письменность, культура и менталитет самих персонажей - все это получилось у Ямаги на высшем уровне. Японцы не успели ни первыми в космос, ни первыми на Луну, так что они решили переиграть великий сюжет в других декорациях, без какой-либо привязки к земной истории. И подошли к этому (имеются ввиду декорации) очень серьезно. Вымышленное королевство Хоннеамиз предстает перед нами во всех подробностях, от которых поначалу просто разбегаются глаза, как у туриста на первой экскурсии. Незнакомая архитектура, техника, одежда, обычаи - и все это подано так естественно, так непринужденно, как будто срисовано с натуры, а не выдумано с нуля. Герои, помещенные во все это дело, ведут себя естественно, не пытаются донести до зрителя особенности своего мира, они просто живут в нем, в результате чего сюжетная часть не страдает от атмосферности, как это часто бывает у Осии. В “Крыльях” все основные аспекты анимационного фильма великолепны, но, тем не менее, они не мешают развиваться сюжету, гармонично с ним сливаясь и даже помогая развиваться последнему.
Говоря о сюжете, стоит отметить, что он очень строг, без фантастических излишков того времени, будь это меха или злобные пришельцы, в какой-то степени сюжетную часть можно даже обозвать сухой. Однако в этом-то и прелесть. Благодаря четкости и сухости у Ямаги получился великолепный научно-фантастический фильм, в котором упор сделан, прежде всего, на часть научную и философскую, нежели фантастическую. Это жизнь, это история, это все, что позволяет считать “Крылья Хоннеамиз” одним из самых реалистичных аниме-фильмов. Вдруг из вороха чужих культурных реалий повеет знакомой атмосферой пятидесятых годов прошлого века - предчувствие великого шага к звездам и тревожное ожидание войны, тем более страшной, если космическим технологиям найдется военное применение. Но оптимистическое начало побеждает. В финале создатели фильма не обошлись и без закономерного героического пафоса (правда, уступающего по силе аналогичным произведениям советского искусства, но это естественно). Несмотря на сомнения и препятствия на пути, становится очевидным, что в проекте покорения неба участвовали практически все - вся огромная армия ученых, конструкторов, испытателей, рабочие, построившие ракету, управленцы, выбившие деньги на проект, войска, в решающий момент защищавшие границу от неприятеля... - они все герои, им всем принадлежит слава выхода в космос.
Впрочем, назвать “Крылья” производственным романом из жизни оборонки все же нельзя. Подробности воплощения космического проекта хотя и занимают много места в повествовании, но не образуют интриги, а просто перечисляются в хронологическом порядке. Главным героем является не генеральный конструктор, а первый космонавт Хоннеамиз. Фильм сделан как его биография, и, соответственно, кроме профессиональной стороны - испытаний, тренировок, возни с техникой - показана личная, а уж она у героев космоса в точности такая же, как у нас с вами - негероическая, немного бестолковая... Авторы последовательно имитируют историзм, в том числе и выбором формы произведения - именно так оно было бы снято на хоннеамизской государственной студии. Отсюда и некоторая перегруженность сюжета незначительными второстепенными деталями - первостепенные и значительные как бы уже известны зрителю из школьных учебников истории. Отсюда персонажи, никак не влияющие на сюжет о полете в космос - они как бы исторические личности, о которых как бы нельзя не упомянуть, отсюда начатая и незаконченная любовная история (неизвестные страницы!)...
По сути, если говорить честно, то никакой фантастики у Ямаги нет вовсе. Выдуманный мир - скорее атрибут политкорректности, нежели стремление фантазировать, все же остальное - это вполне реалистичный набор сюжетных поворотов: полет первого человека в космос, вызвавший политический резонанс в вымышленном мире, приведший к эскалации конфликта - это разве фантастика? Скорее размышления на тему, правда, к концу 80-х уже не столь актуальные.