Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » КРЕСТЬЯНЕ

КРЕСТЬЯНЕ

Режиссер: Эрмлер, Фридрих

Актеры: П.Алейников

 

КРЕСТЬЯНЕ СССР 1934 109 мин. ч/б "Ленфильм"

Режиссер: Фридрих Эрмлер

Актеры: Елена Юнгер, Борис Пославский, А.Петров, Екатерина Корчагина-Александровская, Николай Боголюбов, Владимир Гардин, Петр Алейников, Мария Блюменталь-Тамарина, Степан Каюков

I МКФ в Москве-35: Первая премия - "Серебряный кубок”

драма

Начало 30-х годов. Животновод колхоза "Лебяжьи горки" Герасим, зная о нехватке кормов, стремится увеличить свиное поголовье и таким образом подорвать колхозную собственность. Его показное рвение к светлому будущему настолько активно и агрессивно, что нечаянно разоблачив себя перед женой, Герасим убивает ее. Далее жертвой его скрытых кулацких расчетов становится начальник политотдела...

Решившись в 1954-м году на постановку фильма "Крестьяне", режиссер Фридрих Эрмлер вплотную приблизился к своей давней цели - создать настоящий политический фильм. "Крестьяне" - прямой отклик на решение партийного пленума; героем стал начальник политотдела Николай Миронович в исполнении мейерхольдовского актера М.Боголюбова; сюжетной канвой - его активное участие в строительстве нового колхоза, в разоблачении и борьбе с колхозным вредителем, бывшим кулаком Герасимом. Сам Эрмлер так определил основную тему своего фильма: "Руководство партии, ее тактика, стратегия, с одной стороны, сопротивление разгромленного в открытом бою, но вредящего врага - с другой, и вытекающие отсюда события". Содержанием фильма стала политическая дискуссия, проявляющаяся в фильме "Крестьяне" в цепи конкретных бытовых ситуаций.

Открытое письмо режиссера Г.-В. Пабста Ф. Эрмлеру: “Мой дорогой Эрмлер! Наконец исполнилось мое желание: я увидел Вашу картину "Крестьяне". Из театра я вышел довольный и благодарный Вам. Довольный потому, что мне удалось после долгого промежутка времени услышать опять родственные слова, и благодарный за то, что Вы противопоставили многим бесполезным словам и дискуссиям единственный ответ, обладающий убедительностью, а именно — действительность. Вы создали художественное произведение.[...] Ваша картина существенно противоречит обычным кинематографическим схемам. В картине отсутствует темп. Это значит, что "Крестьяне" передают идею, что каждая сцена в картине имеет смысловое значение. [...] В Вашей картине нет любовной интриги. Но она не нуждается в ней, так как тема "Крестьян" — о любви. В Вашей картине показаны люди намного более привлекательные, чем в мещанских картинах, несмотря на то что их тела одеты в грязные, пропитанные потом лохмотья. Но зато глаза этих людей — широко раскрытые окна, из которых к нам взывают сознательно относящиеся к жизни души. [...] Мне больше всего нравится, как весь коллектив охвачен общей большой идеей и как ценность каждого индивидуума определяется с точки зрения принесения им пользы для всего общества, как наказанием является лишение возможности принимать участие в строительстве общего дела. [...] Вы заканчиваете Вашу картину сильным молодым лицом красноармейца, и Вам удается доказать и заставить нас поверить, что это лицо представляет собой лица миллионов других таких же молодых людей и что их будущее будет лучше, чем когда-либо об этом мечтали и пели народы. Я благодарю Вас за радость и красоту, которые Вы нам показали. [...] Пабст.

Г.Адамович: ”Рядом с отдельными удачными живыми моментами, вроде сцены с пельменями, в фильме есть высоко-комические в своей казенной сентиментальности эпизоды, — например, сон беременной женщины: как символ высшего счастья, ей снится Сталин, держащий на руках ее ребенка. Младенец треплет Иосифа Виссарионовича пухлой ручкой по щеке, а тот милостиво улыбается. Но "Крестьяне" — перворазрядной важности документ. Именно потому, что фильм кропотливо-реалистичен и передает день за днем жизнь в средней руки колхозе, — именно потому он и достоин внимания. Обо всем этом мы не раз читали, но этого не видели. А видеть надо. Должен сознаться, что фильм производит странное впечатление. Если он поставлен в России и прислан в Европу с целями хотя бы отдаленно-агитационными, значит пропасть между тамошней психологией и нашей здешней действительно глубока, и засыпать этот ров будет не так легко... По-нашему, это сплошной ужас, звериная, злобная жизнь, звериная вражда. Человек человеку волк, как никогда, ни при каких проклятых капитализмах не был. Доносы царят. Люди готовы вцепиться друг другу зубами в горло. Да, конечно, с одной стороны — "кулаки", с другой — "бедняки". На экране демонстрируется классовая борьба с деревней. Но ленинские комментарии остались далеко, перед лицом живой действительности они бледнеют, а действительность такова, что даже восторженным поклонникам советского строя становится не по себе”.

Эрмлера в 1930-е годы интересует не психология конкретного человека, даже не психология социального типа, а психология политического конфликта. Столкновения людей для него являются лишь внешним выражением столкновения идей, а характеры героев раскрываются лишь в той мере и в том направлении, в каком это необходимо, чтобы выявить все грани поставленной проблемы. По существу, человеческие судьбы становятся плацдармом, на котором развертывается политическая дискуссия, житейские события — аргументами, подтверждающими правоту авторской позиции. Авторы "Крестьян" стремились выразить политическую установку через крепко схваченный быт, через психологию героев. Но они взглянули на деревню глазами горожан, пытаясь выявить "нутряные", биологические корни деревенской жизни. Это ощущается уже в начале фильма. В предутреннем тумане проступают очертания деревни, чуть видны избы, спускающиеся обрывистым берегом к реке, слышатся переборы гармошки — с гулянья возвращается деревенская молодежь. А далее идет детальное изображение свинарника, где происходит свидание главных героев. На узкой койке спит лучшая свинарка колхоза Варвара Нечаева, и к ней на дежурство приходит ее муж, колхозный животновод и скрытый кулак Герасим Платонович. Их поцелуи и объятия идут под хрюканье, визг и чавканье свиней. Вот она — деревня, с ее плотской, земной, простой жизнью, как бы говорят авторы картины. И снимается сцена, где мужики обжираются пельменями, впихивая в себя третью, десятую и осьмнадцатую сотню. И предфинальный эпизод переносится в баню, где голые мужики, ухая, крякая, стегают друг друга вениками, поддают жару... Вот в этой деревне, среди людей, стоящих, так сказать, у самых истоков жизни, людей простых, цельных чувств, житейских интересов, земных потребностей, разыгрываются жестокие классовые драмы. Политическая тенденция, поначалу как будто бы замаскированная, спрятанная в быте, резко и быстро выходит на первый план. Подлинное и рассчитанное, жизнь действительная и как бы призванная подтверждать авторскую тенденцию все время сосуществуют в фильме рядом. Рядом с озорным, смышленым, простодушно-веселым комсомольцем Петькой — П. Алейниковым очень театральная, традиционно-комическая фигура крестьянских пьес и фильмов — дед Анисим — В. Гардин.



Copyright © Kinopoint.ru