СТАРОЕ РУЖЬЁ /VIEUX FUSIL, LE/ Франция 1975; 1,37 АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ и есть вар-т: АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Робер Энрико
В ролях: Филип Нуаре, Роми Шнайдер, Жан Буа, Хоаким Хансен, Роберт Хоффманн, Карл Майкл Фоглер, Каролина Бономм, Катрин Делапорте, Мадлен Озерэ
остросюжетная драма/лирическая драма
1976 - СЕЗАР: Лучший фильм, Лучший актер (Филип Нуаре), Лучшая музыка (Франсуа Де Рубэ)
1944 г., Франция. Хирург местной больницы (Нуаре), помогающий Сопротивлению, отсылает жену (Шнайдер) и дочь в деревню, а когда приезжает их навестить, видит тела зверски убитых людей, среди которых его застреленная дочь и сожженная из огнемета жена. Эсэсовцы же все еще были на месте расправы, празднуя "победу" местного значения. Тогда Нуаре достает старое ружье, и начинается возмездие - доктор отлично знал все уголки этого старинного, неприступного замка, а дома и стены помогают. Параллельно ретроспекцией даны воспоминания о довоенной жизни семьи: история знакомства героев, их любовь. Р.Шнайдер прекрасна в облике дамы 30-40-х годов и, как всегда, лучится светом. Нуаре очень убедителен изображая тихоню-увальня и произошедшую в нем перемену.
Роберт Энрико, без сомнения, был режиссёром популярным и популистским. Его фильмы пользовались спросом во Франции и везде в Европе. Получив превосходное образование, участник группы сорбоннских медиевистов "Les Theophiliens", Энрико, кажется, всю жизнь тяготился этой избранностью. Вместе с тем, Энрико последовательно охранял от вторжения массового кино одну тему - тему Второй мировой войны. Его лучшие фильмы сняты именно о войне и предлагают взгляд совершенно противоположный от принятого во французском кинематографе. Не желая вспоминать, как быстро был сдан Париж и как легко во Франции было узаконено про-фашистское правительство, французское кино предпочло обратить память о войне в героическую шутку, апогеем которой стал шедевр Жерара Ури «Большая прогулка». Перелом в таком восприятии произошёл после выхода на экраны гениального «Поезда», снятого в 1973 г. Пьером Гранье-Деферром. Ну а упрочил этот перелом именно Энрико. Он взял у «Поезда» драму и обратил её в личную трагедию. Он взял из «Поезда» Роми Шнайдер, потому что никто никогда во французском кино не смог так пронзительно сыграть одновременно любовь и страдание. Он взял идею мужчины и женщины на войне и показал, как эта глубоко человечная идея терпит абсолютное фиаско в чудовищных обстоятельствах поголовного уничтожения. И как один человек, доведённый до отчаяния, может противостоять если не армии, то взводу врагов нации. Потому что каждый из них - от садистского нацистского офицера, отвратительно превосходно сыгранного Йоахимом Хансеном, до последнего солдата - теперь личный враг его, тихого уездного врача, Жюльена Дандьё (Филипп Нуарэ). Тогда, в 1975 году, фильм Энрико взорвался как бомба. Его показывали везде и всюду вопреки тому, что он категорически не соответствовал жанру военного фильма. Даже в Советском Союзе Энрико был вдруг признан выдающимся режиссёром, а фильм его был тщательно дублирован и запущен в прокат от Либавы до Владивостока. Это был самый страшный фильм про войну тогда, потому что такой войны мы еще не видели. В 1975 г. «Старое ружьё» получил главных «Сезаров», а сам Энрико после стал Президентом комиссии, выдающей эти годовые оскары французского кино. Успех был совершенно массовый, а фильм--совсем нет.