СЛАВНОЕ БУДУЩЕЕ Канада 1997 112 мин. The Sweet Hereafter ОЦИФРОВКА АУДИО: РУССКИЙ
Режиссёр Атом Эгоян
В ролях: Иан Холм, Сара Полли, Арсине Ханчжан, Мори Чайкин, Брюс Гринвуд, Питер Дональдсон
драма
Каннский кинофест.-1997: «Приз экуменического жюри»
Что такое трагедия? Жизненная, настоящая, правдивая. Наверное, это состояние, в котором изменить что-либо невозможно, но очень хочется. Ситуация, когда не понимаешь, как жить дальше, но приходится существовать. Нечто подобное произошло в небольшом заснеженном городке Канады. Школьный автобус, везущий детей на учёбу, потерял управление, слетел в кювет и утонул в озере. В живых осталось всего двое, двое из двадцати двух. Долорес, женщина, из года в год возившая детей по этому маршруту, и девушка Николь, помогавшая присматривать за ребятами. Адвокат Митчелл Стивенс приезжает в город и пытается убедить родителей подать в суд на компанию, выпускающую автобусы. Он делает это совсем не из-за корысти, он делает это ради будущего других детей. Он хочет преподать урок циничным бюрократам, экономившим на запчастях и устройствах безопасности. Видя трагедию других, Стивенс переживает и свою собственную: его дочь Зои наркоманка.
Атом Эгоян хороший стратег и неплохой тактик. Он бьёт туда, где невозможно промахнуться. Пересказ одной лишь фабулы способен вызвать состояние, близкое к тревожному. Но выбор подобной непростой темы, где любая фальшь будет видна за милю, в данном случае вызов самому себе, нежели конъюнктурное желание выдавить у зрителей слезу. Режиссёр не иллюстрирует картинками историю, которая вполне могла иметь место и в реальности, но показывает саму реальность, где точка отсчёта - совсем не авария на дороге, а отношения людей, жителей городка, в котором каждый друг друга знает, любит и ненавидит. Трагедия, как ящик Пандоры, выпускает всю желчь наружу. Любовники прекращают свои встречи, ибо потеря детей и с той и другой стороны в сто крат больнее и ощутимее любых чувств. Николь, на всю жизнь оставшаяся инвалидом, не может простить отцу сексуальную связь с собой, а, скорее всего отсутствие таковой возможности в дальнейшем, даёт заведомо ложные показания, которые ставят крест на всём судебном процессе. Адвокат Стивенс, надломленный известием о неизлечимой болезни дочери, всеми силами пытается сконцентрироваться на сборе информации и подготовке к защите. Перед нами коллективный портрет человеческого горя в максимально возможном диапазоне человеческих эмоций.
Фильм неспешно ведёт своё повествование. Да и куда спешить? Самое главное уже известно. Случай на дороге лишь частный пример то ли провидения, то ли безжалостного рока. Поставив во главу угла взаимоотношения людей до и после трагедии, Эгоян не манипулирует зрительским вниманием, а самым подробным образом рассеивает его по основным компонентам картины. Подобный сюжет- более чем благодатная почва для пафосных выступлений против сильных мира сего. Но режиссёра интересует совсем не это. Главным объектом пристального внимания Эгояна выступает человек. Сомневающийся, слабый, где-то подлый, но живой. Человек, которому хочется сопереживать. Который остался наедине со своим прошлым и настоящим.