НА УДАЧУ, БАЛЬТАЗАР /AU HASARD, BALTHAZAR/ Франция-Швеция 1966; 1,35; ч/б АУДИО: РУССКИЙ
режиссер: Робер Брессон
В ролях: Жан Ремигнар Анн Вяземски Натали Жойот Уолтер Грин Жан-Клод Жильбер Пьер Клоссовски М. К. Фремон Франсуа Лафарж Филип Асселен Франсуа Суллеро
драма/притча
Специальная премия на МКФ в Венеции в 1966 г., премия Ж. Мельеса.
Творчество выдающегося французского режиссера Р. Брессона является проводником нравственных и художественных истин. В данном фильме ставится проблема религиозно-нравственного оправдания страдания. Рассказывается о жизни осла. Сначала животное - предмет любви и забав детишек в сельском районе Франции, затем это - рабочая скотина, обзываемая разными неприятными словами вредной девчонкой. Девочка взрослеет (А.Вяземски), и ослу становится все хуже и хуже, особенно плохо, когда его хозяйку, уже молодую женщину, насилуют несколько подонков и убивают. Ее садистский любовник, лидер банды мотоциклистов, мучил ослика, поджигая ему хвост. В жизни осла меняется несколько хозяев. Жестокий фермер постоянно избивал его, но умер сам. На какое-то время ослу улыбнулась фортуна - он работал в цирке, даже стал звездой, но потом все вернулось к обыденности. Свои дни он заканчивает с глуповатым, но любящим стариком, который считает животное святым. Фильм снят с бескомпромиссной честностью и реалистичностью. Как сказал Жан-Люк Годар, "мир показан за полтора часа". Музыка включает Сонату номер 20 для фортепьяно Франца Шуберта.
Задача «десятой музы» в понимании Брессона — выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в видимом поведении людей. Художника-философа религиозной ориентации, его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие конечных истин существования в ходе трудного жизненного опыта. Эти черты отличают и эту отмеченную библейской бесхитростностью притчу об осле — немом свидетеле чуждого доброты и сострадания человеческого мира.