ЗАВСЕГДАТАЙ БАРА (ПЬЯНЬ) /BARFLY/ США 1987; 1,37; АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер: Барбет Шредер
В ролях: Микки Рурк, Фэй Данауэй, Элис Крайдж, Сэнди Мартин, Джо Ангер, Роберта Бэссин, Глория Ле Рой , Джек Нэнс, Фрэнк Сталлоне , Дж. С. Куинн
драма/комедия по произв. чарльза Буковски
Американский поэт-маргинал Чарльз Буковски, знаменитый, прежде всего, благодаря своим стихам, достаточно часто обращался и к прозе. Фильм Барбета Шредера "Пьянь" снят по одной из автобиографических книг Буковски. Своеобразие тематики, стиля и особенно языка (тексты буквально нашпигованы ненормативной лексикой) никогда не были серьезным препятствием; часто, как в случае "Пьяни", "Историй обыкновенного безумия", "Холодной луны", “Фактотума” за экранизации брались европейские режиссеры. И популярность писателя в Европе всегда была выше, чем на родине. Нонконформизм его героев, их стремление жить не то что бы в пику, скорее параллельно обществу, откровенность и нецензурность на грани фола, поданные с неизменным юмором и самоиронией, не перестают находить положительный отклик у европейских читателей. Проза Буковски оставляет ощущение исключительной достоверности, фиксации реально происходящего, описания характеров без оглядки на возможность некоего детально выверенного художественного замысла, четко прописанных сюжетных конструкций или собирательных образов. Тексты Буковски — как спонтанные снимки на городских улицах. Жизнь, застигнутая врасплох, во всем сумбуре повседневности.
Для экранизации Барбет Шредер нашел все же довольно завершенный, в традиционном смысле, сюжет. В центре — привычный альтер эго автора, спивающийся писатель Генри Чинаски (М.Рурк), и его подруга-собутыльница Ванда (Ф.Данауэй). Знакомство с богатой издательницей, поклонницей литературного таланта Генри, влюбляющейся в писателя, открывает перед ним редкую возможность подняться с социального дна. Однако образ жизни маргинала для Генри оказывается результатом осознанного выбора, от которого он отнюдь не намерен отказываться. Грязные мотели, драки в дешевых барах и постоянное ожидание, что кто-нибудь угостит выпивкой, но, как светлая сторона медали, возможность ускользнуть из тисков опустошающей серости буржуазных будней — Генри рад жить такой судьбой.
Снимая фильм, Шредер следовал скорее букве, а не духу рассказов Буковски, сместив акценты в сторону максимальной натуралистичности картин жизни "отбросов общества", лос-анджелесских алкоголиков. В фильме нет ощущения свободы и беспечности, как, скажем, в "Историях обыкновенного безумия", еще одном из известнейших фильмов по прозе Буковски. Практически отсутствует тема творчества: Генри в фильме в первую очередь завсегдатай бара, и только потом — поэт. В далеком 1987-ом году один из главных голливудских секс-символов, микки Рурк тем не менее мастерски изобразил опустившегося Генри, с шаркающей походкой пропойцы, трясущимися руками, неопрятного, грязного. Безупречные внешние данные, не совсем, казалось бы, уместные для роли алкоголички Ванды, не помешали Фэй Данауэй сыграть не менее правдоподобно. Как результат, актерская игра составила одно из основных достоинств фильма.