Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ВРЕМЯ, ВПЕРЕД

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД

Режиссер: Швейцер, Михаил

Актеры: С.Юрский, И. Гулая, Л. Куравлев, Т. Семина, Т. Лаврова, И. Ясулович, М. Швейцер, Л. Дуров, М. Кокшенов, Е.Копелян, Б. Оя, В. Павлов, К. Румянова, Ю. Волынцев

 

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД! CCCР 1965 152 мин. ч/б Мосфильм

реж. Михаил Швейцер музыка: Георгий Свиридов В ролях: Сергей Юрский, Инна Гулая, Леонид Куравлев, Тамара Семина, Татьяна Лаврова, Игорь Ясулович, Михаил Швейцер, Лев Дуров, Михаил Кокшенов, Ефим Копелян, Бруно Оя, Виктор Павлов, Клара Румянова, Юрий Волынцев

остросюжетная оптимистическая драма с элем. комедии по роману-хронике Валентина Катаева

Творческая конференция Мосфильма (1966): Диплом за лучшую операторскую работу, диплом за лучшую работу композитора.

«Вперед, время! Время! Вперед!» — В.Маяковский. Это история одного дня строительства Магнитки в 30-е годы. Фильм воссоздает ритм жизни ударной стройки, погружая зрителя в атмосферу трудового энтузиазма молодых романтиков-первопроходцев 30-х, зачинателей советской индустрии. фильм начинается с пролога: 10 минут смонтированной хроники — новостройки, созидательный, героический труд людей, кадры зарубежной хроники, похороны Маяковского... Десять минут ставшей впоследствии знаменитой музыки Г. Свиридова (это с нее много лет подряд открывалась программа “Время”). Изобразительный ряд называет, перечисляет факты. Магнитострой — детище энтузиастов. Они трудятся на будущее, не замечая своей нищеты, радуясь почти каторжному труду. Они умеют шутить и любить. Они заряжены боевой энергией и оптимизмом. Прогульщикам и лодырям — бой. Соревнование помогает добиться немыслимых успехов. Еще чуть-чуть — и мир преобразится. Время захватило их и сделало своими заложниками. Но это счастливые заложники, ибо нет для них другого счастья, чем отдать все силы любимой родине. В самом строе фильма торжествует особый темп, особый ритм, диктующий свою напряженность всем элементам выразительности. Замечательны портреты людей, причем не только героев, но и персонажей второго плана. В них преобладает живое, характерное, индивидуальное. Здесь нет места парадному портрету, но это портрет парадной жизни.

Более глубокую, драматическую сущность этого времени открывает музыка. Два инструмента — рояль и барабан — как бы воплощают сам смысл движения, которое остановить невозможно. Пульсация музыки резка и ударна. Есть в этом пульсе что-то трагическое — повторяются и повторяются фразы, не находя разрешения, как бы в замкнутом круге. И кажется, что выход не может быть найден. Но здесь врываются скрипки, подстегивая это нескончаемое «топтание» И снова те же повторяющиеся периоды, но более интенсивные и с уже внезапно родившимся выходом. Он — в победной теме фанфар, которые обозначают цель, призывают идти вперед. Это зов в утопию, о которой мечтали и которую пытались воплотить в жизнь герои и мученики той эпохи. Фильм-ретро восстанавливал время в ему принадлежащей стилистике, но и эксцентрировал повествовательную ткань, усиливал, конденсировал ощущение экстаза, в котором проявилась надрывная сущность случившегося с народом и страной.

Это один из ярких эпизодов в жизни нашей страны, время, когда государство беззастенчиво эксплуатировало молодость, энтузиазм тысяч людей, – но они и на самом деле были, и эта молодость, и этот энтузиазм! И тут очень важный вопрос, который мы все время решаем: от чего из нашего прошлого мы должны отказаться, а что должны осмыслить и принять – вот и об этом фильм. Тем более интересно, что фильм снят в 60-е годы – в то время, когда был второй и уже другой этап и энтузиазма, и молодости, тоже оставивший след в духовной и в социальной истории страны.

В фильме Швейцера сошлось сразу несколько интересных эстетических факторов. Вспомним, что роман написан в 30-е годы Валентином Катаевым. Это в определенном смысле апофеоз соцреализма, каким он был в этот период. И нельзя не признавать, что были очень интересные явления, вынужденно появлявшиеся в рамках этого эстетического русла. Так вот, Швейцер сделал весьма интересную вещь. Он сам – человек 60-х годов, другой эстетически значимой для нас эпохи – как бы переосмысливает и представляет нам эстетику 30-х с позиции 60-х, одновременно ее фокусируя и преломляя в новое русло. Получился очень динамичный, экспрессивный и эстетически самодостаточный стиль внутри этого фильма.



Разработка сайта - веб-студия "Каспер" Copyright © Kinopoint.ru