АЛЧНОСТЬ (Greed), США, 1924, 114 мин.ч/б, немой ТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ; АУДИО-ПЕРЕВОД ТИТРОВ: РУССКИЙ + Фильм о фильме АУДИО: РУССКИЙ ФИЛЬМ ВХОДИТ В КУРС “ИСТОРИЯ КИНО” ЖУРФАКА
Режиссер: Эрих фон Штрогейм
В ролях: Гибсон Гоулэнд, ЗаСу Питс, Джин Херсхолт, Честер Конклин, Сильвия Эштон, Остин Джевел
остросюжетная драма/притча по роману Ф. Норриса «Мактиг»
«Алчность» — вершина творчества Эриха фон Штрогейма - выходца из аристократической австрийской семьи., эмигрировавшего в Америку. История дантиста, живущего со своей женой-мещанкой. Их тихой жизни приходит конец в тот момент, когда жена выигрывает в лотерею 5 тыс. долларов. Жадность заставляет ее, подобно Гобсеку, припрятать золотые монеты и наслаждаться их блеском в одиночку под покровом ночи. Ее бывший жених, едва не лопаясь от зависти и от обиды за так нелепо упущенное богатство, мстит «счастливчикам»: он доносит, что Мактиг не имеет лицензии на медицинскую практику, и того лишают любимого дела. Потеряв не только работу, но и жену, которая уходит от него вместе со своим богатством, доведенный такими обстоятельствами до отчаяния Мактиг убивает жену, похищает золото и скрывается в Долине Смерти, где его находит бывший жених. Однако деньги ни одному из них не приносят счастья..
В работе над фильмом Штрогейм руководствовался принципом максимальной достоверности, доходящей иной раз до абсурда. Так, например, он потребовал, чтобы студия выкупила у владельцев два дома в Сан-Франциско именно в том самом районе, где жил герой романа Норриса. Обойдясь таким образом без строительства декораций, Штрогейм снимал в реальных интерьерах. А эпизоды в Долине Смерти (жуткой пустыне) ко всеобщему неудовольствию съемочной группы, естественно, снимались в ней.
Штрогейм сам смонтировал картину из отснятого 8-часового материала. Но авторский вариант, несмотря на поразившую всех силу таланта режиссера, был воспринят руководством студии в штыки. От Штрогейма потребовали сократить фильм и внести в него принципиальные коррективы, с которыми он не мог согласиться. В результате окончательный монтаж «Алчности» поручили соавтору сценария, а Штрогейм публично отрекся от своего лучшего, как оказалось впоследствии, детища.
Фильм стал своего рода протестом против типично американской, как, видимо, это воспринимал европеец Штрогейм, страсти к наживе. «Алчность» получила мировое признание и неоднократно включалась в списки лучших фильмов всех времен и народов.