5 САНТИМЕТРОВ в СЕКУНДУ
5 СENTIMETERS per SECOND / BYOUSOKU 5 CENTIMETER
Япония, производство студии CoMix Wave Inc., 2007 г., полнометражный фильм, 61 мин.
Аудио: РУССКИЙ СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД DD 2.0 (Cuba77)/ЯПОНСКИЙ DD 4.0; Субтитры: РУССКИЕ
режиссёр Макото Синкай
автор сценария Макото Синкай
автор оригинала Макото Синкай
аниме/романтика-драма
Эпизоды:
01. The Chosen Cherry Blossoms
02. Cosmonaut
03. 5 Centimeters per Second
“Макото Синкай проделал работу над ошибками, поднялся на собой (хотя, куда уж выше?) и одновременно вернулся к своим искренним, бередящим душу корням”.
- Артём Хачатурянц, “АнимеГид” №20
“По-синкаевски визуально насыщенная история на этот раз не перегружена факультативными сюжетными линиями и оттого более чувственна”.
- Валерий Корнеев, “АнимеГид” №20
Свежайшая (2007), на данный момент, работа Макото Синкая, гения и самородка, “человека и парохода”.
Только ленивый не знает о том, как после бешеного успеха, который снискал у зрителя, нарисованный на “коленке” пятиминутный чёрно-белый “Она и Её Кот” (1999), Синкай проснулся знаменитым. Отаку скупали тираж на CD, профессионалы удостаивали ленту наград, а молодой аниматор-самоучка уже приступил к работе над следующей своей картиной. Премьера получасовой картины “Голоса Далёкой Звезды” (2002) произвела фурор, публика встретила финал овациями, и было абсолютно очевидно, что Макото Синкай - это всерьёз и надолго. Так, спустя ещё два года, увидел свет “Обещанное Место по Ту Сторону Облаков” (2004), над которым режиссёр работал уже не в одиночку, и то же - с новым его фильмом, но, как и прежде, большую часть работы Синкай взял на себя, что не может не радовать, его авторский почерк не прискучивает.
Тоно в детстве был влюблён в свою одноклассницу Акари, но волею судеб им пришлось расстаться в связи с её переездом в другой город. Вскоре и он уехал из Токио. Всё свое юношество он любил Акари на расстоянии, средством общения оставались письма, телефонные звонки и СМС. Но его сердце по-прежнему принадлежало только ей одной. И он оставался слеп к чувствам одноклассницы Сумиды, которая, в свою очередь, была в него безответно влюблена, но боялась открыть свои чувства. Тоно всегда был добр с ней, но она видела, что мысли его где-то далеко. И в самый важный момент так и не решилась признаться ему в любви: "Я никогда не смогу дать ему то, о чём он мечтает. Даже если так, я уверена, что и завтра, и послезавтра буду так же безнадёжно влюблена в него"... Между тем, от новеллы к новелле, герои взрослели...
В трёх частях, образующих “5 Сантиметров в Секунду”, космические корабли и прочие летательные аппараты перестали бороздить просторы большого и малого космоса - на первый план окончательно выступили эмоции, чувства персонажей друг к другу. Романтика, которая Синкаю даётся всё-таки лучше, чем фантастика, потому что идет от сердца. Автор, так сказать, перешёл от пейзажей и натюрмортов к портретам. Если раньше фон довлел над персонажами, был ярче и красочней, нежели отношения героев, то теперь он, как и положено фону, отступил на второй план, а чувства заиграли в полную силу. Режиссёр сделал фильм о расстояниях, не только физических, о близости душ, о потере и приобретении себя самого, о бесплодных поисках смысла жизни. Персонажи в фильме (по сравнению с предыдущими лентами) стали ещё моложе, им лет по 12-15, их чувства ещё свежие, легкоранимые, во многом по-детски возведенные в абсолют. Герои - стеснительные школьники, перед нашими глазами проходит их первая любовь - хрупкое, трепетное чувство, которое нам порой видится даже слегка нелепым и нереальным, а может быть это оттого, что мы попросту медленно теряем способность так любить и отдаляемся от того идеала любви, который представляется автору.
Что касается всего остального - Макото Синкай в лучших его проявлениях. Бесподобная анимация. Те же, что и всегда, закатные пейзажи, интерьеры, режущие неровными ломтями страну километры проводов и рельс, туго сплавленные контрасты “быстро” и “медленно”, лица персонажей, незатейливые, будто их рисовал юный любитель аниме. Но мы-то знаем, и неподдельная до дрожи и слёз искренность бесконечной песни, преодолеваемой расстоянием, завораживает каждый раз, как в первый. И - на этот раз в “Стране заходящего солнца” Макото Синкая наступает, наконец, с надеждой на лучшее, рассвет.
Дополнительные материалы:
трейлер, анимационные видеоклипы к фильму