Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » МАРГАРИТКИ

МАРГАРИТКИ

Режиссер: Хитилова, Вера

 

МАРГАРИТКИ /SEDMIKRASKY (DAISIES)/ Чехословакия 1966 74 мин. АУДИО: РУССКИЙ Режиссер: Вера Хитилова абсурдистская арт-трагикомедия В.Хитилова поставила самый изобретательный фильм Чешской Новой Волны 60-х, “Маргаритки” , который был неповествовательным монтажом разрушительных кривляний двух девушек-подростков, и продемонстрировал, что авангардный фильм также может быть забавным. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: «остранение», апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния). Вместе с тем нельзя не заметить в творчестве Хитиловой чисто женской игры с формой, фактурой, а также влияние пресловутой «женской логики», когда художница больше полагается на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, что уж никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара. Начиная с «Маргариток» режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов. В.Хитилова — классик европейского авангарда, кадры из ее старых фильмов стали хрестоматийными в киношколах всех стран. Ее легендарные сюрреалистические “Маргаритки” - про двух подружек-хулиганок, которые провоцировали обывателей и гениально напрягали художественную форму картины. Обаятельное женское распоясалось: девчонки искали нетривиальных развлечений и удовольствий, и находили. Перед нами предстают женское мироощущение, женская логика, женские капризы - и все это изнутри, так как оно есть (моя женская оценка). Снято все это очень стильно, изобретательно, действительно эффектно, с изрядной долей иронии. Но не ждите увидеть просто историю двух молодых девушек - вас ждет зрелище по сути своей абсурдное. Идея, двигающая двумя сумасбродками - “раз мир такой испорченный, то и мы будем испорченными”. И вот они начинают беззастенчиво пользоваться окружающими, но не корысти ради – им, бедняжкам, скучно и они развлекаются весьма экстравагантными способами. Этакий стеб по жизни - то похотливого папика разведут на обед в ресторане, то учинят хулиганство в фешенебельном баре, то пожар устроят в собственной квартире, а под конец так и вовсе стол, накрытый для банкета, превратят в помойку. И за всем этим светится такое понятное (непонятное) женское: “Я так хочу!” – Кадр из вашего фильма “Маргаритки” был вынесен на обложку оксфордского кинословаря. Что для вас означали те эксперименты с изображением, которые стали вашей визитной карточкой? Это распад целого, распад смысла? – Формальная концепция должна служить смыслу картины, быть функциональной. Надо искать то, что нужно выразить. Если в “Маргаритках” темой была деструкция, то и форма должна была поддержать эту идею. Отсюда форма коллажа во всем: и в драматургии, и в работе с актерами, и в визуальном ряде. Для меня эксперимент важен как поиск новых возможностей киноязыка. Поэтому мой каждый фильм был поиском иной концепции. – Я не хочу изображать поверхностную реальность. Для меня очень важен, интересен поток сознания.



Copyright © Kinopoint.ru