ЭКСПЕРИМЕНТ Das Experiment Германия 2000; 1,54; АУДИО: РУССКИЙ/НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ6 РУССКИЕ
режиссер Оливер Хиршбигель
в ролях Мориц Бляйбтрой, Антуан Моно-младший, Кристиан Беркель, Марен Эггерт
триллер/социальная драма
Номинация на премию “Феликс” как лучший европейский фильм. Приз Высшей немецкой киноадемии “Лола”-2001, Призы зрительских симпатий, лучший актер, лучший актер второго плана. Приз за режиссуру на МКФ в Монреале
20 здоровых мужчин за небольшое вознаграждение соглашаются поучаствовать в медицинском эксперименте: на две недели их поместят в условия реальной тюрьмы и предложат выжить в соответствии с обстоятельствами. Разделят на группы, восьмерым дадут в руки дубинки, двенадцати - номерные робы, и вперед, время пошло. На пятый день, согласно отчету, двое заключенных - в больнице, один в депрессии, у остальных наблюдается чувство беспомощности, утрата ощущения реальности, дезориентация, готовность к повиновению, способность к насилию и полная потеря собственного “я”.
События, подобные этим, произошли в 1971 году в Стэнфордском университете в Калифорнии и известны в истории психиатрии как “Стэнфордский тюремный эксперимент”. Тогда испытания пришлось остановить на шестой день: обращение “надзирателей” с “заключенными” достигло опасной черты, и как только пациенты стали проявлять признаки обостренной депрессии, их выпустили на волю. Немецкий “Эксперимент” идет гораздо дальше - и шестого дня, и депрессии. Потому что источник вдохновения у него другой: не мягкотелые американские опыты, а “реальное телевидение”. “Последний герой за стеклом одиночки”. И видеокамеры имеются: доктора наблюдают, пока им дают. Настоящий ужас начинается - не когда проливается первая кровь, а когда граница между реальностью и игрой стирается. От реальности нельзя ожидать, что она будет играть по правилам. От нее можно ожидать всего. Если смотреть фильм как комментарий к звериности нашей натуры, то он слишком предсказуем. Скорее, это предупреждение об опасности подглядывания.