Алфавитный каталог

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

1 2 3 4 5 7 8 9 A B C D E F G H I L M N O P R S T U V W Z К О С

Главная » Фильмы » ВИДЕО БЕННИ

ВИДЕО БЕННИ

Режиссер: Ханеке, Михаэль

 

ВИДЕО БЕННИ Benny's Video Австрия-Швейцария, 1992 105 мин. АУДИО: НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ

Режиссер: Михаэль Ханеке в ролях: Анджела Винклер, Ульрих Мюх

криминальная психодрама

Европейская киноакадемия-1993: Приз Критики

Михаэль Ханеке давно и фанатично занят болезнями европейского общества. Он обнаруживает связь между насилием и его экранным изображением – связь, далекую от причинно-следственной, насмешливую, мистическую и несомненную. Фильм е начинается с грома и скрежета: белый шум на экране телевизора, снег, а затем выстрел по свинье, убитой в следующем кадре домашнего видео. “Видео Бенни” - наиболее доступный фильм “трилогии замораживания” (“Седьмой континент”, “71 фран\гмент...”), но он не отходит от энергичного концентрата брутальных образов и лаконичного монтажа Ханеке. Бенни - заброшенный ребенок богатых родителей в Вене. Он проводит дни и ночи в своей комнате, в паутине видеооборудования, камер, мониторов и консолей для монтажа. Он держит шторы всегда закрытыми, и узнает о внешнем мире опосредованно через наружные камеры, которые он установил за своими окнами. Он с одержимостью просматривает кадры об убийстве свиньи на фермерском дворе, пуская их вперед и назад, в замедленном темпе и стоп-кадрами. В промежутках он щелкает телеканалы, заполненные новостями о нео-нацистских убийствах, фильмами о войне и сообщениями о развязывании войны в Югославии. Когда грань между убийством на экране и реальным насилием стирается окончательно, Бенни становится виновником смерти едва знакомой девочки. Но это преступление в эпоху повальной видеофикации (символично, что вместо реального вида из окна во двор у Бенни на зашторенном полотне красуется заснятое изображение того же самого пейзажа!) блекнет по сравнению с вроде бы изначально понятным, но циничным и подлым стремлением родителей скрыть убийство, совершенное их отпрыском, и избавиться от трупа по мельчайшим кусочкам, отправив в это время мальчика в туристическую поездку по христианским местам. Вернувшись из тура, Бенни без особых эмоций сдаётся в руки полиции, сведя на нет все усилия «предков».

Убийство - это ключевая сцена фильма (характерно, что само убийство Ханеке нам не показывает - мы слышим только стоны жертвы). Но и то, чем эта сцена не является, важно в равной же степени: когда Бенни приводит девочку домой, зритель ожидает (поскольку он научен традиционным кинематографическим повествованием, и поскольку Ханеке преподносит эту встречу соответствующим образом) сексуального продолжения. Но то, что должно быть первым сексуальным опытом Бенни, становится актом насилия, который он записывает на пленку и ритуально переделывает заново. Изначально сексуальный акт оборачивается актом насилия в ауто-эротическом спектакле, Бенни срывает одежду и рассматривает себя в зеркале, измазывая себя кровью девочки. Решающий жест, когда Бенни поправляет блузку девочки, чтобы та "должным образом" все закрывала, - отсутствие любопытства, которое в дистанцирует его от нормативной гетеросексуальности. Если опосредованное, манипулируемое через цифровые каналы насилие есть "аутентичный" опыт в мире "я" безо всяких связей, так почему бы не посмотреть, "как это будет"? Бенни взрослеет не через сексуальные завоевания, а упраздняя/ убивая потенциальный объект желания и уединяясь в пещеру видеооборудования, через которое он приобретает абсолютный контроль.

Определенно, Михаэль Ханеке - самый почитаемый и самый противоречивый действующий австрийский режиссер. Его фильм “Видео Бенни” шокировал толпу сдержанным, антипсихологическим портретом подростка-убийцы. В свойственной для Ханеке манере отчуждения жизнь зрителю не рассказывается, а показывается. Режиссёр и не собирался что-то пояснять зрителю, он просто показывает, констатирует, фиксирует кинематографическую реальность на целлулоид. Сегодня такой подход можно без сомнения назвать фирменным стилем Ханеке. В целом, полемический план фильмов Ханеке пытается обнажить холодность европейского общества и бросить вызов голливудскому жизнерадостному отношению к насилию. По его признанию, на него оказали влияние Кислевски, Тарковский, Штрауб, Антониони, Джон Джост и, помимо прочего, Брессон.



Copyright © Kinopoint.ru