ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ
Режиссер: Блие, Бертран Актеры: Ж. Депардье, Б. Блие, К. Буке
ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ (Buffet froid) Франция, 1979, 95 мин. АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЕ Режиссер Бертран Блие В ролях: Жерар Депардье, Бернар Блие, Жан Карме, Женевьев Паж, Дениз Жанс, Кароль Буке, Жан Бенгиги, Мишель Серро. СЕЗАР-1979 за сценарий черная сюрреалистич. комедия Внешне самая сумеречная картина Блие (к тому же действие происходит чаще всего ночью), но по сути очень смешная черная комедия, своего рода пародия на жанр «черного фильма» с его темой неотступного рока, преследующего человека. Представьте себе ничего не подозревающего молодого человека по имени Альфонс Трам (Депардье), который однажды поздним вечером обнаруживает, что его нож воткнут в спину какого-то незнакомца. Вскоре так же убивают жену Альфонса, но он расстраивается только из-за ножа-улики, а неизвестного, пришедшего с известием «Я тот, кто убил вашу жену», встречает словами: «Отлично... Заходите». Так начинается эта странная сюрреалистическая история с трупами, число которых будет множиться, и нож несчастного Трама станет существовать уже как бы сам по себе, отдельно от человека. Может, у него есть неуловимый двойник, ведущий свою преступную «двойную жизнь», или же рок напоминает незадачливому герою о близком смертельном исходе? Так называемый убийца жены и почему-то расположенный к Альфонсу престарелый непутевый комиссар полиции Морвандо (в этой роли — отец режиссера Бернар Блие), который живет с ним в одном мало заселенном доме-башне, составят с главным героем неподражаемое трио персонажей. Им будто сама Смерть постоянно готовит сюрпризы, оставляя «холодные закуски», как на ее языке могут называться бездыханные тела с ножом в спине. Абсурдность ситуации подкреплена невероятно изобретательным, полным издевки и сарказма, опрокидывающим всякую логику и смысл блестящим, остроумным диалогом. Блие обладает великолепным чувством юмора, острым вкусом к сюрреалистическим, абсурдным репликам и деталям, сохраняя элегантность и безукоризненность манеры в подаче явно невеселого материала. Трудно не оценить искрометность и изящество таланта, умеющего говорить о страшном и горьком с невозмутимой улыбкой и искренней верой, что только смех может спасти человека и человечество от мертвенного существования. Пожалуй, впервые в ленте «Холодные закуски» выявилась внутренняя связь с яростно-едким и утонченно-блистательным кинематографом Луиса Бунюэля французского периода (участие К.Буке, которая прославилась в его картине «Этот смутный объект желания» — лишь внешний факт). Создавая фантасмагорический, словно приснившийся в холодном бреду образ антимира, Блие не теряет способности к тонкой, грациозной иронии. И даже героиню Буке, «fernme fatale» в истинном значении слова, вестницу Смерти представляет в качестве идеальной женщины, мечты наяву для впавшего в уныние Альфонса Трама.
|
|
|