БОЛЬШАЯ ЖРАТВА
Режиссер: Феррери, Марко Актеры: М. Мастроянни, М. Пикколи, Ф. Нуаре, У. Тоньяцци
БОЛЬШАЯ ЖРАТВА (La grande bouffe) Франция — Италия, 1973, 125 мин. АУДИО: РУССКИЙ В ролях: Марчелло Мастроянни, Уго Тоньяцци, Филипп Нуаре, Мишель Пикколи, Андреа Ферреоль. Режиссер Марко Феррери экзистенциальная сатира/метафизическая притча/гротеск Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофест. Марко Феррери снял немало замечательных картин, вызывавших бурные скандалы, протесты, неприятие ханжей и блюстителей нравственности. И все же в историю мирового кино войдет фильм «Большая жратва», в котором все мании режиссера и саркастичные, порой весьма злые выпады против «общества потребления» доведены до логического в своей алогичности конца. В «Большой жратве» уже из самого названия ясно, что жратва как символ существования «общества потребления» становится центральным мотивом. Картина, естественно, спровоцировала грандиозный скандал на фестивале в Канне (где была удостоена премии ФИПРЕССИ), затем — в кинотеатрах, и она нередко воспринималась чересчур буквально. Зрителей возмущала большая жратва четырех давних приятелей среднего возраста, которые собрались вместе. Делая лишь небольшие перерывы на сон, отправление физических надобностей, включая секс с проститутками и соседкой-учительницей, они прежде всего жрут, жрут, жрут — до самой смерти. Французский критик Жан Тюлар проницательно заметил, что публика была раздражена не столько «скатологическими», «фекалистскими» сценами, сколько разоблачением таинства, мистического обряда еды, почитаемого во Франции. «Большая жратва» («Гран Буфф») — буффонная комедия, которая в конце концов превращается в трагедию. Но нельзя видеть в этой «метафизической сказке» только «аллегорию об обществе, которое умрет от того, что будет слишком много есть». В фильме Феррери, как в произведении истинного художника, есть множество смыслов, предполагающих разнообразные трактовки. Часто, вспоминая о том, что в юности режиссер учился на курсах ветеринаров, говорят: свой интерес к инстинктам, поведению и болезням животных он как бы перенес на изучение человеческих организмов в кино. В подтверждение приводят названия его произведений: «Королева пчел», «Женщина-обезьяна», «Семя человеческое», «Сука», «Прощай, самец». В этом ряду «Большая жратва» может показаться лентой о людях, почти ничем не отличающихся от животных, лишь едой и размножением поддерживающих свое существование. Но все же животному не свойственно стремление к самоубийству, добровольному отказу от жизни. А мотив самоубийства или сознательного умирания, саморазрушения присутствует в большинстве работ Феррери. У его героев главная страсть — к фетишизму: вещей, материальных объектов, нематериальных душ, жизненных функций и общественных процессов. «Большая жратва» — философская притча как раз о «каннибализме цивилизации», которая, пожирая сама себя, тем самым приближает свой трагический финал. Последние кадры фильма с развешанными в саду свежими мясными тушами, которые так и не съели умершие четверо мужчин, «всадники Апокалипсиса», воспринимаются как страшное предсказание возможной судьбы человечества.
|
|
|