КЛОУНЫ
Режиссер: Феллини, Федерико
КЛОУНЫ /I CLOWNS (THE CLOWNS)/ Германия, Италия, Франция, 1971 год, 93 мин. АУДИО: РУССКИЙ Режиссер: Федерико Феллини Музыка: Нино Рота Оператор: Джузеппе Ротунно В ролях: Анита Экберг, Чарли Ривел, Тристан Реми, Пьер Этекс, Анни Фрателлини, Федерико Феллини, клоуны разных поколений. документально-художественная трагикомедия “Клоуны” открывают серию картин Феллини, г посвященных осмыслению детских и юношеских воспоминаний. Это Фильм о цирке, где царит атмосфера игры и казни, праздника и бойни, изящества и безумия и - КЛОУНЫ! Могущественный Белый Клоун и Рыжий - воплощение покорности. В картине клоуны делают все, что им хочется: ломают, поджигают, катаются по полу, а зритель лишь восхищается и аплодирует. Феллини любил цирк и считал профессию кинорежиссера клоунадой, он не очень жаловал телевидение, для которого снял несколько картин, в том числе и “Клоунов” - полудокументальную трагикомедию, в которой сыграл самого себя, выясняющего, что ничего не знает, оказывается, ни про кино, ни про сам цирк. Эта картина и есть прежде всего узнавание и цирка, и клоунов, и самого себя. А еще - воспоминание о собственном детстве, о первом восхищении акробатами и шутами, которое, может быть, и открыло ему собственный путь лицедейства. О детстве рассказывают лишь несколько эпизодов, из которых, кажется, вырастет впоследствии “Амаркорд”, задающих, однако, тон трагикомедии, делающих весь по сути репортажно-документальный фильм художественным. В целом же “Клоуны” - лента-воспоминание о знаменитых европейских “белых” и “рыжих” (преимущественно о “белых”, значит, злых) шутах, предстающих на экране дряхлыми стариками, с ностальгией или сожалением пытающимися вспомнить о своем “героическом” прошлом. Добродушные и высокомерные, улыбчивые и серьезные, все они - звенья вечной цепи лицедейства и общего нашего краткосрочного, но бесконечно повторяющего само себя бытия, люди и артисты, когда-то любившие, когда-то смешившие, ревновавшие и колотившие друг друга понарошку и взаправду. Наверное, каждый из них был неповторим, но повторимы их номера, воссоздаваемы по фотографиям их костюмы, нелепые и роскошные одновременно, воспроизводимы их мелодии, щемящие и бесшабашные... Восстановление, реставрация кадров и ликов минувшего, исполнение новыми музыкантами старых аранжировок вечной музыки - вот что такое “Клоуны” Феллини. Нет, пожалуй, Феллини и Нино Рота, потому что если и есть в этой картине главный герой, - это музыка. А еще - подиум, по которому один за другим дефилируют то ли артисты, то ли наряды, как то будет затем повторено в столь же сатирическом и столь же печальном “Риме”. И смешно, и чертовски грустно, - как все у Феллини. Финал “Клоунов” убийствен, потрясающ. Выворачивая душу зрителя холодными кругами прожекторов и призывной мелодией, в которой слышатся ноты похоронного марша, из разных концов амфитеатра движутся навстречу друг другу два печальных шута-трубача, две пронзительно поющие трубы, две судьбы, зовут друг друга, перекликаются, встречаются без рукопожатия и, едва ли не слившись в единое целое, но все-таки порознь уходят за кулисы. На время? Нет, навсегда. Нет, до завтра, до следующего представления. Которого не будет, потому что закончился фильм, потому что цирк бессмертен, а циркачи - преходящи. Но все-таки, проходя и преходя, мы остаемся, как тот знаменитый некогда клоун из картины, который убегает из дома престарелых, чтобы посмотреть на звезду нового поколения, на “белого”, сменившего его в сердцах зрителей - так ли уж хорош? - и всерьез умирает от смеха прямо в цирке. О чем “Клоуны” по большому счету? О природе смеха, говорил Феллини, но скрывал, гениальный лицедей, что гораздо больше - о природе слез.
|
|
|