ТОСКА ВЕРОНИКИ ФОСС (Veronika Voss) Германия, 1982 ч/б арт-хаус линия “Другое кино” АУДИО: РУССКИЙ/НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ и есть вар-ты: АУДИО: НЕМЕЦКИЙ; и АУДИО: НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
Актеры: Розель Зех, Хильмар Тате, Аннемари Дюрингер, Дорис Шаде
драма Золотой Медведь на МКФ в Западном Берлине-1982
Мюнхен, 1955 год. Спортивный репортер Крон случайно знакомится с Вероникой Фосс , некогда популярной кинозвездой нацистской Германии. Вероника вступает в любовную интригу с Кроном, и он вскоре узнает о ее пристрастии к наркотикам. Женщина-врач способствует ее зависимости, заставляя Фосс отдавать всю свою личную собственность в обмен на морфий. Крон и его подруга привлекают к доктору внимание властей, не подозревая, что и те участвуют в злодеяниях врача. В воскресенье на пасху доктор запирает Фосс в ее комнате. Страдая от ломок после того как ей отказали в морфии, она принимает смертельную дозу снотворных… Розель Цех особенно замечательно сыграла эту последнюю сцену. Один из наиболее стильных фильмов Фассбиндера воспроизводит действительную историю жизни Сибиллы Шмитц, одаренной немецкой кинозвезды, покончившей жизнь самоубийством в середине 50-х годов. Говорят, она не смогла смириться с закатом своей славы.
«Аденауэровская трилогия», посвященная первому послевоенному десятилетию ФРГ, становится безусловной вершиной режиссера, где все составляющие его творчества гармонически сливаются воедино: «Замужество Марии Браун» — «Лола» — «Тоска Вероники Фосс», где частные истории поднимается до общечеловеческого обобщения: человек не может быть счастлив в стране с антигуманным общественным строем, но и демократия не гарантирует счастья. Редкий общественный темперамент и пафос гуманиста сочетались в Фассбиндере со зрелым режиссерским мастерством, редким даром переосмысления канонов как жанрового, так и авторского киноискусства. Ранняя смерть режиссера сделала его своего рода переходной фигурой мирового кинопроцесса — последний из классиков и первый в ряду культовых героев постмодерна. “Мой фильм - это не просто обычная картина, про которую можно с уверенностью объективно утверждать, то или это. Так не получится. Каждый увидит свой собственный фильм. Это же абсолютно ясно: Каждый хороший фильм, все плохие одинаковы, а хорошие... Да-да, я вовсе не шучу. Хорошие фильмы должны быть так открыты, чтобы каждый зритель был в состоянии привносить в фильм свою реальность. Это и есть реализм”. Многие говорящие о Фассбиндере употребляют немецкое слово “ауфрур”: у него очень много значений: возбуждение, волнение, смятение, переполох, а также мятеж, восстание и бунт. Фильмы Фассбиндера это своего рода восстание против несвободы. “Я полагаю, что из любых форм жизни, которые существуют, в любых формах общества подлинная свобода невозможна, и поэтому определенное состояние сумасшествия, если оно возможно, представляется выходом, который может избрать каждый и который многие избирают по собственной воле”.
Вокруг Фассбиндера всегда была сплоченная группа высочайших профессионалов. Прежде всего, это относится к композитору Пееру Рабену и к оператору Михаэлю Бальхаусу, который после смерти Фассбиндера сделал карьеру в Голливуде, сняв, в частности, многие картины Скорсезе. Не все выдерживали темпы и ритмы Фассбиндера. Он слышал в своей жизни много подчас несправедливых обвинений: одни называли его фашистом, другие называли антисемитом. Один из его сожителей, получив записку Фассбиндера о разрыве, покончил с собой. Друзья видели тогда Фассбиндера воющим от горя и даже предположили, что он не сможет работать. Но кино было единственным спасением и единственным выходом Фассбиндера, его единственным личным спасительным сумасшествием. Фассбиндер, по свидетельству друзей, многие годы сознательно отвергал для себя возможность употребления наркотиков. В последние годы жизни он не выдержал. Наркотики стали темой одной из его последних картин - “Тоска Вероники Фосс”. За эту картину Фассбиндер получил свой единственный приз - “Золотого медведя” Берлинского кинофестиваля 1982 года. Про героиню своей картины Фассбинедер сказал: “Я нежно отношусь к ней, я понимаю ее во всех ее ошибках. Она позволила себя уничтожить. Возможно, в этом у нее много общего со мной”. Вероника представляется женским двойником самого Фассбиндера, найденного на полу собственной квартиры через несколько месяцев после выхода на экран “Тоски Вероники Фосс”.