Kinopoint |
||
ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ
Режиссер: Фассбиндер, Райнер Вернер Актеры: М.Карстенсен, Х.Шигулла, И.Херманн ГОРЬКИЕ СЛЕЗЫ ПЕТРЫ ФОН КАНТ (Die bitteren Tranen der Petra von Kant) ФРГ, 1972, 124 мин. АУДИО: РУССКИЙ/НЕМЕЦКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер В ролях: Маргит Карстенсен, Ханна Шигулла, Ирм Херман, Ева Маттес психологическая камерная арт-драма/мелодрама/притча Первая лента Фассбиндера, в которой с таким блеском и триумфом воплотилась страсть режиссера к стилю барокко, пышному, роскошному и красочному фейерверку формы, расцвечивающему неприхотливый сюжет типичной драмы об одиночестве и отчуждении. Петра фон Кант (М.Карстенсен), преуспевающий, модный дизайнер одежды, почти все время проводит в постели в своей квартире, переживая тоску и отчаяние по поводу незадавшейся личной жизни, двух неудачных браков, непонимания матери, равнодушия дочери и агрессивного молчания секретарши Марлен (И.Херман), которая беспрекословно, словно рабыня или робот, повинуется госпоже (на самом деле она, возможно, влюблена в Петру и страдает. Все происходящее мы видим как бы глазами служанки, которая за весь фильм не произноит ни одного слова.) Поэтому Петра так сильно привязывается к новой знакомой Карин (Х.Шигулла), легкомысленной девушке, которая, впрочем, не настолько глупа, чтобы не понять, что в отсутствие бросившего ее мужа можно устроиться в жизни и попробовать сделать карьеру, пользуясь расположением известной в обществе богатой буржуазки. Скандально-эпатажное включение в фильм лесбийских мотивов не столь принципиально важно для режиссера. Салонный мелодраматизм, эстетский формализм (изумительный декор интерьера, филигранное, ювелирное по отточенности и продуманности движение камеры Михаэля Бальхауза, почти хореографическое перемещение героинь в замкнутом пространстве квартиры), провокационность подробностей из интимной жизни скучающей дамы из мира haute couture — все это лишь барочная рама для достаточно безжалостного портрета ненавистной и любимой Фассбиндером Германии. Легче всего увидеть в его картине своеобразную немецкую вариацию на темы Антониони, Рене, Бергмана о некоммуникабельности, потерянности человека в чуждой действительности, о поиске надежды, жизненной опоры в реальности, балансирующей на грани бездны. Но режиссеру гораздо ближе затронутая Лоузи и Висконти проблема вырождения аристократии, интеллектуальной и творческой элиты общества, которая растворяется в среде рвущихся наверх плебеев, а с другой стороны, обнаруживает в себе наличие «сладкого комплекса слуги». Ведь Петра, ведущая себя как довольно деспотичная хозяйка по отношению к покорной Марлен, оказывается в зависимости от Карин, ее «дьявола-искусителя». Хотя в итоге Карен поступает все-таки согласно своему естеству и жажде жизни, а не по заранее продуманному, изощренному плану. Разрыв Карин с Петрой непосредственно влияет и на внезапный бунт Марлен, которой теперь «нечего терять, кроме своих цепей». Актриса Ирм Херман (она была безответно влюблена в Фассбиндера - и в титрах указано, что фильм посвящен ей - это очень трогательная деталь. Возможно, в фильме Херманн сыграла себя..), здесь играет бсложную, философскую («гегельянскую», по мысли Фассбиндера) роль, выражая становление самосознания, которое избавляется от тупого подчинения. Маргит Карстенсен своею Петрой фон Кант открывает галерею портретов «умных хищниц», которые считают себя вправе распоряжаться чужими судьбами, не будучи в состоянии устроить даже собственную жизнь. За это их ждет неминуемая кара — смерть или, в лучшем случае, «горькие слезы». http://www.kinopoint.ru/film/index_5019.html
|
||
Copyright © Kinopoint.ru
|