ЭКВИЛИБРИУМ
EQILIBRIUM
США, 2002 г., 119 мин.
Аудио: РУССКИЙ ДУБЛЯЖ DD 5.1/РУССКИЙ СИНХРОННЫЙ ПЕРЕВОД (Живов) DTS 5.1/АНГЛИЙСКИЙ DTS 5.1
Cубтитры: РУССКИЕ/АНГЛИЙСКИЕ
режиссер Курт Уиммер
автор сценария Курт Уиммер
в ролях Кристиан Бейл, Шон Бин, Эмили Уотсон, Тэй Диггс, Мария Пиа Кальцоне, Шон Пертви, Ангус МакФедьен, Уильям Фичтнер, Доминик Парселл, Курт Уиммер
фантастика/антиутопия/драма/экшн
В начале XXI века разразилась третья мировая война... Те из нас, кто выжил, знали, что человечество никогда не переживет четвертую... Что нашей собственной изменчивой натурой больше нельзя рисковать...
Так мы создали новый закон - Grammaton Cleric, чьей задачей было искать и искоренять подлинный источник человеческой бесчеловечности к людям... Способность чувствовать...
После третьей мировой войны люди живут в Либрии, городе-государстве, где запрещены всяческие проявления эмоций. За их восстановление активно, но безуспешно борется Сопротивление, которому противостоит силовая структура Либрии Тетраграмматон в лице бойцов элитного подразделения Grammaton Cleric. Однажды клерик Престон, лучший боец Тетраграмматона, случайно разбивает свою ампулу с прозиумом, блокирующим человеческие чувства, и полностью погружается в новый для себя, неведомый ранее мир чувств. Но чувствуя, он оказывается противопоставлен системе, в которой служит, и его понятия о мироощущении и восприятие окружающего полностью меняются...
Не успел Кристиан Бэйл сняться в фантастическом боевике "Власть Огня" (2002), где его герой сражался в недалеком будущем с огнедышащими драконами, как последовала главная роль в ленте аналогичного жанра - "Эквилибриум". Только на сей раз зрелищный футуристический "экшн" развивается в рамках социальной антиутопии, воскрешающей в памяти целый пласт произведений, рисующих судьбу человечества в самых мрачных красках, - от "451 Градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери до "1984" Джорджа Оруэлла. Equilibrium в переводе с латыни и английского означает "равновесие", "уравновешенность", "спокойствие". Это слово характеризует то состояние общества и личности, которого попытались достичь обитатели нашей планеты - потомки ныне живущих, противопоставляя его глобальным катаклизмам, сопровождавшим человечество в течение всей истории его существования.
"Эквилибриум", режиссерский дебют Курта Уиммера - фильм глубоко философичный. Для построения мира главных героев фильма режиссером в картине была воплощена философия геометрии, точнее, геометрических противоположностей.
Они реализуются, например, использованием цветовых контрастов - Вивиана Престон в цвете, при своем аресте, противопоставлена черно-белому Джону Престону. И позднее схожее противопоставление неизменно черно-белого Престона одетой в накидку нежно-розового цвета Мери О'Брайен. Противопоставлена и должность Престона Престону же чувствующему. Бездушный, бескомпромиссный клерик, но при этом чувствующий? Это ли не парадокс? Вход в Подполье находится в библиотеке, в которой преподаются основы либреанского законодательства. Либрия, бесспорно, тоталитарна, но одновременно созвучна со словом "либерия", производным от латинского "свобода". Показываемые в фильме противоположности не случайны. Предлагаемое Уиммером зрителю общество, пусть и тоталитарное - неплохой образец попытки поиска идеального состояния социума, выбравшего разумную середину между крайностями. Ибо не может мир существовать без войны так же, как не может и без чувств. Да и относительно самих чувств человек может выбрать середину - Юрген объясняет Престону при их первой встрече, что чувства есть, да, и положительные, но и отрицательные. Просто человек должен их контролировать и держать в необходимом равновесии. "Эквилибриум" в переводе и есть "равновесие".
Фильм насыщен геометрической символикой - четыре оппозитных литеры "Т" составляют символ Тетраграмматона, основной силовой структуры Либрии. Помимо этого, мы замечаем геометрические окна, смотровой иллюминатор в Зале сожжения в форме буквы "Т", геометрические въездные ворота в Либрию, "Т" на масках мотоциклистов, символ "Т" на клерик-ганах...
Список можно продолжать долго, но в итоге результат все равно будет неизменным: в "Эквилибриуме" воплотилась совершенно реальная вселенная, где в то, что происходит на экране, веришь безоговорочно и нисколько не сомневаясь. Этому способствует в значительной мере и актерская игра. Каждый жест, каждое слово, каждая реакция героев - все продумано досконально и органично вписывается в текущую ситуацию и в сюжет в целом.
Образам чувственным Уиммер противопоставляет противоположные. Либрия является миром масок: за шлемом штурмовика должно быть лицо, но мы его не видим, потому что оно нам ни к чему. Лик принимающего прозиум ничего не выражает, это маска, за которой равнодушие, безразличие.
Антураж мира Экви, лишенного прозиумом чувств и эмоций, выглядит вместе с тем достаточно бедно. Либреанский социум только лишь разжижается речами Отца, не имея необходимого для существования базиса. Потому-то режиссер вводит в фильме философию ганкаты. Человечество, как известно, редко от чего-то отказывается без механизма замены и подмены. Вместо ощущений народу Либрии потребовалось нечто иное. Курт Уиммер дал им веру.
Вера народа выражается в том, что обществу действительно, в подтверждение слов Отца, не так уж необходимы войны, насилие, политические игры и прочее. Народу требуется стабильность, покой, условия для функционирования этого работающего механизма, где от индивидуума требуется лишь выполнение его работы, где не стоит вопрос карьерного роста, повышения зарплат и так далее. Ибо это - проявление запрещенных эмоций. И общество хочет верить в избранность его нынешнего состояния.
Символом новой веры становится Тетраграмматон, функционально силовая организация Либрии. "Тетраграмматон", как мы знаем, переводится с греческого как "имя бога", "четырехбуквие", "тетра" есть "четыре". А клерики Тетраграмматона, попросту говоря, - священники, несущие эту веру в новое Великое Общество. И инструментом распространения новой веры и корректировки общества и личности является ганката. Четыре полуавтоматических модернизированных "Беретты-92" с высокой скорострельностью и сменой магазинов, производимой пружинным механизмом, вшитым в форму клерика - это главный аргумент против противников Либрии. Ганката - евангелие почитателей Отца.
Ганката - это еще и дополнительный элемент философии геометрии Курта Виммера. Лекция вице-консула Третьего Совета Тетраграмматона ДюПона: "Ганката. Проанализировав тысячи записей реальных боев, клерики установили, что геометрическая позиция противника в любой перестрелке является статистически предсказуемым элементом".
В фильме потрясает работа съемочной группы. Фильм смотрится на одном дыхании, возникает эффект присутствия в кадре. Именно благодаря операторам кажется, что за твоей спиной стоят, и ты непроизвольно стараешься сдерживать эмоции. Все действо фильма сопровождается спецэффектами, которые были, может быть, позаимствованы, а может, просто оказались похожими на “Матрицу”. Вот только смотрятся в “Эквилибриуме” они куда более реально, настолько реально, что в них начинаешь верить и немного бояться происходящего. Так, например, в самом начале фильма, когда один клерик разделывается с десятком противников, эпизод похож на хороший видеоклип. Действие в темноте, когда в глазах мелькает только оружие и грозный взгляд Престона, завораживают. А сцена сражения двух ребят на пистолетах с применением техники рукопашного боя вообще сносит крышу. Во все это почему-то веришь, хотя задним умом и понимаешь, что такого не может быть в реальной жизни никогда.
Bonus materials: Finding Equilibrium / Commentary By Director / Trailer