4 НЕМЫХ ФИЛЬМА ЭНДИ УОРХОЛА США, 1963-64, 100 мин., немые
режиссер: Энди Уорхол
Kiss (34 мин.). Bloy Job (26 мин.). Empire (60 мин.). Mario Banana (7 мин.).
Фильмы короля поп-арта. Киноглаз Энди Уорхола настроен на частную, бытовую жизнь. Персонажи Уорхола - его друзья, поклонники, фанаты и последователи. В ленте "Поцелуй" Уорхол следит за их любовными отношениями, проявляющимися через единственный чувственный жест. В течение тридцати минут мужчины и женщины признаются в любви и ненависти посредством языка тела. Объект как изначальный знак. Так, Эмпайр Стейт Билдинг (в фильме "Эмпайр") - символическое воплощение не только архитектуры Нью-Йорка, но вообще некий знак новой культуры поп-арта, так как его можно дискредитировать, превратить в Ничто - Уорхол нарочно снимает здание в течение часа, чтобы зритель привык, запомнил, и почти идентифицировал себя с артефактом. Фильм Mario Banana. В фильме актер очень медленно ест банан... "Банан Марио", получил награду кинофестиваля в Лос-Анджелесе в 1965 году, и стал предшественником фильма "Проститутка", в котором тот же актер повторяет этот перформанс в качестве центрального персонажа многофигурной композиции. Таким образом, фильмы Уорхола - своеобразные авторские откровения, связанные с переведением человеческих отношений на язык кинематографического жеста и бытовой ситуации в глубоко интимный художественный объект.
Уорхол - один из немногих кинорежиссеров американского андерграунда, чье имя известно широкой публике. В 1963 году купил 16-миллиметровую кинокамеру и снял первый "подпольный" фильм "Поцелуй" (Kiss), в котором соединились уроки американского киноавангарда и его собственный интерес к повседневности в ее простейших формах. Метод Уорхола можно назвать "подглядыванием" - он подсматривал за спящими в фильме "Сон" (Sleep, 1963 - неподвижная камера шесть часов снимает спящего человека) и жующими "Еда" (Eat, 1963), за знаменитым небоскребом "Эмпайр" (Empire, 1964) и проститутками - "Шлюха" (Bitch, 1964), пытаясь вызвать у зрителя соответствующие физиологические ощущения. Уорхолу нравилось, что на просмотрах зрители могли выйти из зала, покурить, выпить, вымыть руки, вернуться на место и увидеть то же самое. В его первых фильмах принцип повторения приобретает почти гипнотический эффект. Единственный образ - ночной вид Эмпайр-Стейт-Билдинг или спящего человека - проецируется на экран в течение многих часов практически без изменений при полном отсутствии звука. Хотя в более поздних фильмах, созданных в середине 1960-х годов, появляется сюжет (чаще всего эротического содержания), позиция автора как беспристрастного наблюдателя сохранится на протяжении всего творчества. Его ученик Пол Моррисси продолжил традицию незамутненного видения, отсутствия классического сценария и теории актера как натурщика.