ЭЛЕМЕНТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (The element of crime) Дания, 1984 год, 100 мин. ч/б с цв.фрагм. АУДИО: РУССКИЙ
режиссер: Ларс Фон Триер В ролях: Майкл Эльфик, Эсмонд Найт, Меме Лай
сюрреатистический психо-триллер/детектив
Гран-При технической комиссии на МКФ в Канне “за поиски новой киновыразительности” Лауреат Брюссельского международного кинофест. фэнтези, триллеров и научно-фантастических фильмов
Идея фильма - сюрреалистическое расследование странных убийств. Главный герой - полицейский инспектор Фишер, который лечится у психотерапевта после расследования ряда зверских убийств в Европе. Психоаналитик задает вопросы герою, и тот рассказывает свою историю - он слышит голос, повелевающий ему: на счет десять ты окажешься в Европе... на счет три ты потеряешь сознание... на счет десять ты умрешь. Был ли он в Европе? Терял ли сознание? Умер или нет? По ходу следствия инспектор встречается со своим бывшим учителем, автором теоретического труда "Стихия преступности" Осборном. Теория утверждает: чтобы раскрыть преступление, необходимо определить образ мыслей преступника и следовать ему. Осборн настолько вжился в образ мыслей убийцы, что последнее преступление совершил за него сам, а затем покончил с собой... Территория психоанализа, психотерапии и психиатрии – излюбленная тема Триера, неоднократно востребованная им и в более поздних работах. Визуальное решение фильма - сочетание черно-белого и почти плакатно-цветного только усиливает ощущение галлюцинации. В этом фильме режиссера явно не интересуют поиски убийцы. Это, прежде всего, проба собственного голоса, творческой манеры. Теперь он объединяет свои картины в трилогии по содержательному принципу. "Элемент преступления", "Эпидемия" и "Европа" образуют трилогию лейтмотивом которой является некая Зона, атмосфера упадка и декаданса. В "Элементе преступления", зритель увидел европейский ответ засилью Голливуда. При использовании заокеанских киноштампов Триер вносил в свои ленты неуловимый аромат послевоенного европейского кинематографа и "Европа", по его замыслу, являлась заключительным, и самым внушительным, аккордом этого глобального, во всех отношениях, замысла. Уже в этом полнометражном дебюте сконцентрированы основные черты и стилевые особенности первой, «техницистски-атмосферной» трилогии фон Трира, которую он, следуя по-скандинавски рационально-педантичному замыслу, задумал как три фильма, начинающиеся с буквы Е и сфокусированные не на актерах. Пыльный воздух декаданса, пропитывающий интерьеры, отношения персонажей, одежду, речь, все вокруг; эсхатологический фатализм диалогов и сюжета; глобальный культурный контекст, в котором фантазия фон Трира купается так же, как следователь Фишер купается в засасывающем омуте инфернальной мистерии убийств и загадок. «Элемент преступления» — уникальный опыт скрещивания двух параноидальных эстетик: немецкого экспрессионистского кино 20-х годов и американского «черного фильма» 40—50-х годов. Герой идет по следу изощренного серийного убийцы, интерпретирующего цепочку совершаемых им преступлений как составление головоломки, прочерчивая своим кровавым маршрутом литеру Н на карте клочка Европы, где он осуществляет зловещий замысел. Все это всплывает из загипнотизированного подсознания героя, руководимого волей психоаналитика в жарком мареве египетского лета. Триумф визуального стиля, изысканная насыщенность сюжета отсылками к целому слою европейской культуры («Степной волк» Г. Гессе, «М» Ланга, «Андрей Рублев» Тарковского и т. д.), работа художников с фактурой и оператора с цветом и освещением, — все эти составляющие первого шедевра фон Трира принесли ему признание среди интеллектуалов.