ЧЕТЫРЕСТА УДАРОВ /QUATRE CENTS COUPS (FOUR HUNDRED BLOWS, THE)/
Франция 1959; 1,33; ч/б АУДИО: РУССКИЙ/ФРАНЦУЗСКИЙ; СУБТИТРЫ: АНГЛИЙСКИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ НЕ В МЕНЮ, А КНОПКАМИ ПЛЕЕРА! ФИЛЬМ ВХОДИТ В СПИСОК “ИСТОРИЯ КИНО” ЖУРФАКА
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Альбер Реми, Клод Мансард, Робер Бювэ , Ивонн Клоди, Жорж Фламент, Патрик Оффэй, Ги Декомби, Жак Моно, Клэр Морье
драма: Новая волна
Приз за режиссуру Франсуа Трюффо на МКФ в Канне. Номинация на"Оскар" за лучший оригинальный сюжет и сценарий.
Эта необыкновенная лента была первым художественным фильмом Франсуа Трюффо, который до этого был больше известен как опасный и колючий кинокритик из журнала "Cahiers du Cinema". "Четыреста ударов" не только один из самых главных фильмов французской "новой волны", но и первый в т. наз “Дуанэлевском цикле”: "Антуан и Колетт", "Украденные поцелуи", "Семейный очаг" и "Ускользающая любовь". В этих фильмах в роли Антуана Дуанеля снялся замечательный актер Жан-Пьер Лео (этот фильм - его дебют), ставший для Трюффо как бы "вторым я"; сквозь эти фильмы его герой проходит путь от 12 до 34 лет. Двенадцатилетний Дуанель - трудный подросток. Его мать занята личной жизнью, и у нее нет ни времени, ни желания вникнуть в проблемы сына. Отчим )\ - человек слабохарактерный, не имеет влияния ни на жену, ни на сына. Учитель лишь наказывает мальчика. Антуан и его приятель все реже посещают школу, сбегают из дома. Будучи пойманным, Антуан планирует новый побег… Дебют Трюффо получил международное признание; фильм без прикрас воспроизводил горькое одиночество и смутный протест юного героя-бунтаря против обывательского эгоизма и безразличия взрослых.Трюффо относится к Антуану с теплом и состраданием; как к ребенку, вынужденному жить в предлагаемых обстоятельствах. Изящество и совершенство картины позволили ей стать мерилом в числе фильмов, посвященных проблемам юности. Следует отметить очень поэтичную черно-белую операторскую работу Анри Деке. Новаторская по образному решению, лента свидетельствовала о страстном лирическом начале, которое в дальнейшем станет авторским знаком режиссера.
В центре внимания Трюффо — этико-эмоциональные конфликты его соотечественников, мир их интимных чувств и переживаний. Парадоксам и кризисам любви посвящены психологические драмы «Нежная кожа» (1964), «Две англичанки и континент» (1971), «История Адели Г. » (1975), «Мужчина, который любил женщин» (1977), «Соседка» (1981). Та же эмоционально-психологическая проблематика в детективно-травестированном обличье предстает в созданных на материале американских романов «черной серии» фильмах «Невеста была в черном» (1968), «Сирена «Миссисипи» (1969), криминальная фабула которых радикально переосмыслена в свете французского общественного опыта и национальных реалий.