ЛЮБОВНИК Россия, 2002 102 мин. АУДИО: РУССКИЙ
Режиссер Валерий Тодоровский
В ролях Олег Янковский, Сергей Гармаш, Андрей Смирнов, Вера Воронкова, Юлия Рытикова
психодрама
кинофест. в Сан-Себастьяне: приз за лучший сценарий, приз за операторскую работу.
"Лен, а Лен", - позвал Дмитрий Иваныч (Янковский) жену, лохматя сильно поредевшие волосы и лениво думая, что вот щас она опять пересластит кофе и придется переваривать и сколько ж можно долбить одно и то же Глянул в кухню - а она на полу лежит. Умерла Ленка, сердце лопнуло. А потом оказалось, что у нее еще и любовник был (Гармаш), отставник-военный, так себе, неказистый, смешной разве что, бабы таких непонятно за что любят. На всю жизнь любовник, все пятнадцать лет, что вместе жили, семью строили. И не осталось Дмитрию Иванычу больше от Ленки ничего - только ремонт с малярами, сын-заика да заноза эта. На всю жизнь заноза, сколько отпущено.
На кинофестивале в Сан-Себастьяне "Любовник" получил два приза - за сценарий и операторскую работу. Сценарий Геннадия Островского, просто и точно придуманный, выжимает массу психологических подробностей из лишившегося третьего угла треугольника, а картинка Сергея Михальчука, теплая, сентябрьская, пока не промерзла душа, наполняет фильм какой-то неподобающей и оттого особенно душераздирающей светлостью. Но, конечно, это Тодоровский собрал все воедино и выпустил стройный и, что вдвойне приятно, безответный, преклоняющийся перед неразрешимостью жизни фильм. От постоянно мутирующей московской действительности Тодоровский уехал снимать в Минск, лейтмотивом сделал трамвай (не самое, прямо скажем, современное средство передвижения) и снял фильм, манифестирующий уход от социальности в частную жизнь. Вместо зыбкого новорусского пространства - пространство лица Олега Янковского (который переигрывает хорошего актера Сергея Гармаша просто в силу сценария), исполнившего свое "Последнее танго в Париже". Он помят и несексапилен. Но в современной России, возможно, действительно нет ничего киногеничнее этого плохо сохранившегося лица.