КАТОК И СКРИПКА
Режиссер: Тарковский, Андрей Актеры: В.Заманский
КАТОК И СКРИПКА СССР 1960 46 мин МОСФИЛЬМ с английскими субтитрами Режиссер: Андрей Тарковский Сценаристы: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский Оператор: Вадим Юсов Композитор: Вячеслав Овчинников В ролях: Игорь Фомченко, Владимир Заманский, Марина Аджубей, Юра Бруссер, Слава Борисов, Саша Витославский, Саша Ильин, Людмила Семенова, Антонина Максимова, Наталья Архангельская Лирическая импрессионистическая повесть Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке-61 Во ВГИКе Тарковский учился у замечательного мастера М.И.Ромма в одной группе с Василием Шукшиным. Дипломной работой Тарковского стала короткометражная игровая лента “Каток и скрипка”, заслужившая не только высокую оценку государственной экзаменационной комиссии, но и отмеченная в 1961 году Первой премией на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. Сценарий был им написан совместно с соучеником Андроном Михалковым - Кончаловским. История очень проста, она разыгрывается в течение нескольких часов во дворе старого московского дома. В доме, где-то на четвертом этаже, живет маленький мальчик лет семи, который учится играть на скрипке. Перед музыкантом, как зовет его местная шпана, каждое утро встает трудная задача - пересечь двор под перекрестными издевательствами этой самой шпаны. На этот раз ему везет, двор асфальтируют, и водитель веселого и шумного красного асфальтового катка вступается за карапуза. Он устыжает шпану и дает музыканту поработать на катке. Так начинается дружба двух мужчин, большого и маленького. Дружба, которая продлится каких-нибудь полдня и даже превратится в треугольник. За их отношениями будет ревниво следить девушка с соседнего желтого катка, которая грубовато заигрывает с водителем. Никогда Андрей Тарковский не будет относиться к искусству как к ремеслу, развлечению или источнику дохода. Всегда оно будет для него не только делом собственной жизни, но и вообще делом для всей жизни, деянием. Это высокое уважение к искусству впервые он выразил в короткометражном детском сюжете. Не только рабочий парень, но даже дворовый хулиган, который радостно и хищно открывает футляр оставленной на катке скрипки, оробеет перед этим чудом культуры, вместилищем неведомого. Пусть это явная условность, но она восходит к благоговению Тарковского перед искусством. И молодой рабочий парень с незнакомым дотоле уважением взглянет на маленькую детскую скрипочку с замысловатым рисунком эфов и, притихнув, будет слушать игру своего нового друга, уже не стесненную стуком метронома, но дисциплинированную им. И если рабочий человек гордился когда-то мозолями на руках, то он с пониманием взглянет на мозоль, натертую скрипкой на подбородке маленького музыканта. Последний кадр этого дипломного фильма тоже будет неоспоримо и узнаваемо Тарковским: мальчик в красной рубашке, которую он успел специально надеть, бежит по широкому свежему асфальту к сверкающему красному катку. Мечта компенсирует грубые травмы действительности. В этом небольшом фильме, где молоды были все авторы сценария, режиссер и оператор Вадим Юсов, который надолго станет соратником Тарковского, очевидны сейчас как общие поиски кинематографа, так и индивидуальность создателей. Может быть, поэтому он сохранил свою свежесть. А .Тарковский о фильме “Каток и скрипка”: 1. Поэзия вещи родится только тогда, когда она будет правдива и фактурна. Они и слов-то почти не говорят в картине. Нам ведь главное - это среда. Соотношение среды с жизненно правдивыми характерами должно создать ту условность, о которой я говорил. Мы привыкли видеть условность как нечто непонятное, я же свою условность вижу земной. Я свою концепцию готов доказывать всюду. Я не вижу иначе. 2. Здесь, по существу, происходит трагедия. Он потрясен, что мальчик не пришел, и этот мир для него закрылся. Взгляд на кинематограф как на действие. Во всем фильме 35 фраз. Это импрессионистический рассказ о мальчике, скрипке и асфальтовом катке. “Думаю, что история рождения этого фильма связана с фильмом А.Ламориса “Красный шар”, в то время с успехом демонстрировавшимся на экранах. Цветовой доминантой у Ламориса был красный шар, переходящий из кадра в кадр, создавая цветовой акцент и определяя восприятие вообще цвета в фильме. У нас таким камертоном были красный и желтый - цвета асфальтовых катков. Эти яркие, насыщенные цвета сопоставлялись с голубой одеждой рабочего (комбинезон) и мальчика (жилетка), голубизной неба, розовым платьем и бантом девочки. В нашем городе, который далеко не похож на каменные джунгли, мы старались выбрать для съемки места, где отсутствовала зелень, чтобы зеленый цвет не создавал излишней пестроты и контраста. Доминирующие красный и желтый насыщали кадр, сочетание их с пастельными тонами создавало гармоничное единство, воздействовавшее на настроение и эстетическое чувство зрителя.” – оператор Вадим Юсов.
|
|
|