АМЕРИКАНСКОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ /AMERICAN SPLENDOR/ США 2003 101 мин. АУДИО: РУССКИЙ/АНГЛИЙСКИЙ; СУБТИТРЫ: РУССКИЕ
Режиссер: Шэри Спрингер Берман, Роберт Пульчини
В ролях: Пол Джаматти, Крис Эмброуз, Джои Крайкар, Джош Хатчерсон, Кэмерон Картер, Дэниэл Тэй, Мэри Фактор, , Харви Пекар, Шэри Спрингер Берман, Ларри Джон Мейерс
комедия/драма/арт-биография
Главный приз кинофестиваля “Сандэнс” Приз ФИПРЕССИ на Каннском МКФ Приз критики на кинофестивале в Довиле Приз за режиссерский дебют на МКФ в Эдинбурге Приз Gotham - “Открытая ладонь” Номинация на “Оскар” .
В 1975-м, когда вторая жена бросила Харви Пикара, одутловатый, сипатый, неврастеничный 36-летний работник регистратуры захолустной кливлендской поликлиники, совсем уже залип в экзистенциальном кризисе. Знакомство с Робертом Крампом, художником комиксов про кота Фрица, наводит его на мысль заняться чем-нибудь вроде этого. В 1976-м на прилавки книжных ларьков выкидывают «Американское великолепие» — похождения Пикара в картинках, где он объясняет, почему в кассу лучше занимать длинную очередь, чем короткую, но в которой стоит старая еврейка, а также учит прочим премудростям ежедневного выживания.
Харви Пикар не вымышленный персонаж; он супергерой американской альтернативной культуры. Его комиксы спасли его от одиночества: продавщица в книжном, обнаружив, что весь тираж шестого «Великолепия» разошелся, а она даже не успела его полистать, написала ему с просьбой выслать ей экземпляр, да так и стала его женой. Спасли от совсем уж беспросветного прозябания: в конце 1980-х он становится постоянным участником телешоу Леттермана, получив возможность останавливаться в нью-йоркских шикарных гостиницах. Помогли пережить смертельную опухоль: хронику борьбы с раком он сделал темой очередного комикса и — чудом или нет — полностью излечился. Однако они не избавили его от необходимости ходить на работу в регистратуру: в фильм вошли документальные кадры, где 63-летнего Харви всем коллективом провожают на пенсию. Не спасли от неврозов и малорадостной, в общем-то, жизни. Единственное — помогли их одолеть.
Кинобиография Пикара показывает, что любая жизнь — это героический подвиг, пересечение черно-белой местности, которая, прямо как книжка комиксов, имеет конец. Смешав документальные кадры, интервью с Пикаром и его женой, фрагменты шоу Леттермана, игровые эпизоды, стилизованные под комикс анимационные сцены и даже театральную постановку о Харви, которую смотрят актеры, играющие Харви и его жену, дебютанты Берман и Пульчини создали кинобиографию новой формации и получили Гран-при Фестиваля американских независимых фильмов в Санденсе и премию ФИПРЕССИ в Каннах. Самое оригинальное в фильме — эпизоды, где герой гуляет по комиксам, когда в очередной рамке появляется реальная, снятая на кинопленку натура с проходящими людьми и покачивающимися деревьями, из которой он, однако, шагает в еще одну графическую полосу. Это зацикленное блуждание олицетворяет и безвыходность существования, и вечный круг реальности и творчества, которое есть не что иное, как краткосрочная победа над собственными болью, страхом и отчаянием, которые утихают, изгнанные в книгу, но возвращаются всякий раз, когда окончен новый текст.